История троллейбуса в Крыму: "рогатые" грузовики и кровавое ДТП, спрятанное от VIP-кортежа

Грузовой троллейбус. Фото: Крымский блог

Грузовой троллейбус. Фото: Крымский блог

Транспорт и инфраструктура
19 января 2014 17:56

НАПОМНИМ, История троллейбуса в Крыму: как строили линию Симферополь – Ялта [Часть I]

"Рогатые" грузовики

На ранних этапах своего функционирования трасса "Симферополь — Ялта" использовалась не только для пассажирского сообщения, но и для грузового. С одной стороны, уже тогда вставала экологическая проблема, с другой — необходимо было полностью загрузить оборудование тяговых подстанций. Занимались такие транспортные средства и внутригородскими перевозками. С 1960 по 1963 гг. на Сокольническом вагоноремонтном заводе в Москве изготовлялись грузовые троллейбусы ТГ-1, ТГ-3 и ТГ-5, обладавшие возможностью автономного хода.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: История троллейбуса в Крыму: как "симферопольские головки" добрались до Сан-Франциско [Часть II] 

История троллейбуса в Крыму: "рогатые" грузовики и кровавое ДТП, спрятанное от VIP-кортежа фото

1963 г. Грузовой троллейбус на шасси КрАЗа № 003 следует в Ялту

 

10 таких машин прибыли в Крым в конце 1965 года и образовали грузовую колонну. На первых порах их эксплуатация проходила сложно. При движении одного такого грузовика из Симферополя в направлении Южного берега, на спуске с Ангарского перевала произошло самопроизвольное отключение тягового электродвигателя от заднего моста.

Это сделало невозможным электрическое торможение, а применять ножной пневматический тормоз, как известно каждому шофёру, на затяжном спуске нельзя. В результате грузовой троллейбус оказался в кювете, но, благодаря высокому профессионализму водителя Николая Иванова, обошлось без человеческих жертв и повреждений самой машины и её груза.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: История троллейбуса в Крыму: по улицам ездили "юмзики" и "кучмы", а "Шкоды" меняли "кожу" [Часть III]

Впоследствии на трассу выходили также грузовой троллейбус ДТУ-10 на базе автомобиля КрАЗ-219 (бортовой номер 003) и 18 машин типа КТГ производства КЗЭТ. Перевозки грузов "Крымтроллейбусом" прекратились по экономическим и техническим причинам. Основной поток товаров шёл из Симферополя на курорты ЮБК. В обратном направлении грузопоток отсутствовал, и машины возвращались порожняком, что было невыгодно предприятию. Кроме того, с определённого момента интервалы движения пассажирских троллейбусов в летний сезон сократились до 2–3 минут, и тяговые подстанции начали работать с полной нагрузкой, не оставлявшей возможности для движения грузовых машин.

История троллейбуса в Крыму: "рогатые" грузовики и кровавое ДТП, спрятанное от VIP-кортежа фото 1

Эксперимент не удался. Грузовые троллейбусы перед порезкой (28 ноября 2010 года)

Заслон для Андропова

Серьёзной проблемой для транспортников стала роль полуострова как зоны VIP-рекреации. В дни перемещений высокопоставленных лиц всё руководство троллейбусного предприятия находилось на трассе и следило за тем, чтобы в салонах были закрыты окна с левой стороны по ходу движения, а пассажиры не высовывались и не выбрасывали посторонние предметы. Автомобильный транспорт сгонялся работниками ДПС с шоссе на примыкающие дороги, а троллейбусы продолжали движение до последних минут и лишь перед непосредственным проездом кортежа прижимались к обочинам.

Факт наличия на трассе в момент "мероприятия" троллейбусов однажды как нельзя кстати пригодился работникам правоохранительных органов.

Из Симферополя в Ялту следовал известный советский политик Юрий Андропов. Движение транспорта, кроме общественного, было перекрыто. Когда высокий гость уже миновал Алуштинский автовокзал, в районе Малого Маяка на основную дорогу выехал автомобиль "Жигули" ВАЗ-2106, за рулём которого находился работник местной милиции, а сзади — спортсмены-борцы, спешившие в симферопольский аэропорт. По одной версии, они были членами команды МВД, по другой — просто друзьями хозяина машины. Как бы там ни было, "шестёрка" проигнорировала запрещающий сигнал регулировщика и устремилась навстречу кортежу.

Тогда на милицейской радиоволне прозвучала команда:

— Внимание на линии! Я "20-й" (позывной командира спецотряда сопровождения), приказываю: нарушителя — таранить!

Двигавшаяся с большим отрывом от основной колонны "сигнальная" "дублёрка" (автомобиль "волга" ГАЗ-2424 с АКП и специальным двигателем) резко сместилась влево и пошла в атаку.

От соударения вазовская "шестёрка" опрокинулась, а "сигнальное" авто развернуло, и оно стало на обочине. По одной версии, в "вазе" осталось два трупа, по другой — только один, а остальные пассажиры получили тяжёлые телесные повреждения. Пострадали также и работники отряда спецсопровождения. Между тем приближение основной группы автомобилей, в одном из которых находился политик, было делом нескольких минут, если не секунд.

История троллейбуса в Крыму: "рогатые" грузовики и кровавое ДТП, спрятанное от VIP-кортежа фото 2

Дорога возле Малого Маяка. На этом месте работники сопровождения Юрия Андропова пошли на таран, последствия которого пришлось отгораживать троллейбусами.

К месту аварии уже стремглав бежали работники милиции и органов КГБ, до этого прятавшиеся в придорожной растительности. Они, естественно, были озабочены не помощью пострадавшим, а сокрытием случившегося от "высочайших" глаз. Помятая "Волга" спецсопровождения и так стояла на обочине. Перевёрнутые "Жигули", не обращая внимания на крики искалеченных, несколько оперативников поставили на колёса и на руках откатили туда же. Теперь встала задача замаскировать изуродованные машины. И тут взгляды сотрудников милиции обратились на троллейбусы, грустно замершие на обочине в ожидании проезда высокого гостя. Их водителям приказали протянуть вперёд и встать один за другим. Три или четыре "Шкоды" образовали "железную стену", отгородившую последствия ДТП от взглядов пассажиров кортежа. Как только последний "рогатый" занял отведённую позицию, тут же из-за поворота вылетела основная группа правительственных авто, и ничего, кроме стоящих троллейбусов, большой начальник не увидел.

А поскольку сопровождающим машинам приказали включить на полную громкость сирены, Андропов не услышал и криков раненых.

Принято считать, что этот инцидент случился 1 сентября 1983 года, в славный день, ознаменованный также уничтожением корейского самолёта. Однако на самом деле он произошёл годом раньше, когда "наш дорогой Юрий Владимирович" ещё не был первым руководителем СССР, а занимал лишь неофициальный пост "второго секретаря" ЦК КПСС, то есть непосредственного заместителя Леонида Брежнева.

Как бы там ни было, вечером того же дня, несмотря на полную информационную блокаду в советских СМИ, о "ЧП" красочно поведали зарубежные "радиоголоса".

Нередко полагают, что "утечку" дал кто-то из сотрудников милиции или КГБ, но информатором "вражеского" радио в принципе мог стать любой из пассажиров троллейбусов, использовавшихся в роли "заслона".

Источник: Крымский блог.  Автор: Дмитрий Синица

 

ТОП РАЗДЕЛА
Это чат – пиши и читай 👇
Ого! ты доскролил до нашего чатбота 😏
Теперь у тебя есть возможность настроить его под себя и узнавать важный контент первым, чтобы рассказывать друзьям
Только почта, только хардкор 🤘
Мы в соцсетях