Шоу-бизнес по-севастопольски: умирает каждый в одиночку, выжить без продюсера нельзя

Шоу-бизнес по-севастопольски: умирает каждый в одиночку, выжить без продюсера нельзя

Основная задача продюсера - не ошибиться с выбором исполнителя. Фото автора
Автор: Инна ФОРТ

 

Организация концертов – дело тайное и непонятное для многих. На первый взгляд, все просто – артист спел, получил деньги, и поехал дальше. Но просто – только на самый первый взгляд. Поэтому и существует в шоу-бизнесе такая профессия – продюсер. Человек, который рискнет потратить свои деньги, чтобы помочь заработать исполнителю, да еще умудрится сделать это с выгодой для себя. 

 

Наш визави – 15 лет в этом бизнесе. Он сразу оговорился:

 

- Реклама мне не нужна. Все, кому нужно, меня и так знают. Поэтому мое имя – это лишнее. И секретов всех я вам, конечно не раскрою. Это глупо – плодить себе конкурентов и раздражать налоговую. Но по какой схеме идет работа, сам процесс – осветить могу.

Итак, пусть наш собеседник остается инкогнито, раз ему так удобней.

Даже на сцене не все открывают лица и называются своими именами

Севастополь – город специфический

 

- Если в Севастополь приезжает иногородняя группа, для нее организация гастролей будет проблематична. Существует много нюансов – начиная от организационных моментов и заканчивая рекламной политикой, так как город специфический. Лучше всего - связаться с профессионалами в этой отрасли. Не с рекламщиками, а именно с продюсером.

 

Город очень тяжелый на подъем. Чтоб собрать людей на концерты, так называемый продукт должен быть интересен большинству, то есть, прокатчик должен хотя бы предполагать, что "это пойдет". Качество, конечно, играет не последнюю роль. 

В Севастополе на самоокупаемости работает очень мало коллективов. И они не выживают. Выжить очень тяжело - практически невозможно. 

 

Допустим, люди запели, они хотят выйти на сцену. Самостоятельно - ничего не смогут. Управление культуры наше не поможет, они дают разрешительные документы – гастрольный лист – и севастопольским, и приезжим. Например, со звездами такие вопросы решает прокатчик. Это стандартная схема.

 

Севастопольские коллективы, профессиональные театры чахнут, в основном, на государственных зарплатах, только так и существуют. Например, был такой вокальный мужской  штатный коллектив "Мюзик-Экс", который базировался в Матросском клубе, они получали государственную зарплату, где они? "Черное море" в ДОФе – то же самое.

Концерт на сцене театра имени Луначарского

Работа со звездами – на гарантию

 

Существует две схемы работы с коллективом прокатчика – на гарантию и на кассу.

- Только если это группа адекватная, если я буду знать, что они соберут залы, что люди на них пойдут, я возьмусь сотрудничать.

 

Звезды не возят ничего с собой, не занимаются сами организацией концертов, исключительно с прокатчиком. Это фирма, которая приглашает звезду на концертный тур. Подписывается договор. Дальше - смотря какого уровня группа. Если это признанные звезды, они оговаривают с посредником, помимо гонорара артиста, технический и бытовой райдеры, то есть, свои гастрольные требования. 

 

Несколько лет назад мы организовывали тур звезд шансона по Украине. Гонорар одного исполнителя составлял 8 тысяч долларов. У Сердючки цена сейчас "дурная", гонорар - примерно 30 тысяч евро за концерт. Гонорар Аллегровой в "не сезон" несколько лет назад был 12 тысяч долларов. У Аллы Пугачевой – вообще заоблачные гонорары, даже озвучивать не буду, она же сейчас почти не выступает.

 

Официально по документам проводятся одни суммы, на самом деле получаются другие. Ведь половину гонорара нужно отдать налогов. И это только с гонорара. А чтобы окупить все затраты на концерт с явкой в 60 % зала, прокатчик должен выйти в ноль, то есть он только возвращает затраченные деньги.

Если он собрал меньше, он "влетел".

Группа "Бумбокс" в севастопольском клубе на пляже Summer Time

Технический райдер 

Это требование исполнителя к техническому оснащению концерта: свет, звук, обработка, оборудование, пиротехника в отдельных случаях. Чаще всего, у звезд российских, украинских – в техническом райдере заявлено такое оборудование, которого в Севастополе просто нет. 

 

Техническое оснащение, прежде всего – уровень звука. На тысячный зал – 10 киловатт звука, например, требуют. В райдере перечисляются даже фирмы-изготовители нужного оборудования. Ты не поставишь, например, колонки, собранные где-нибудь в подвале, дешевые микрофоны. Техника стоит сумасшедших денег. Освещение – старт расценок от полумиллиона долларов. Но если прокатчик не поставил заявленное оборудование, звезда имеет полное право отказаться выступать.

Диана Арбенина на площади Нахимова в Севастополе

Покупают даже даты выступлений

 

Если продюсер хочет прокатить исполнителя по туру, то сначала созванивается с его представителями, они наводят справки о прокатчике. Абы с кем работать никто не будет. Должна быть репутация. При обоюдном согласии сторон сотрудничать, подписываются договорные обязательства, оговариваются даты. Когда работаешь со звездами, бывает и такое, что люди платят за конкретные даты.

 

Со звездой надо согласовать даты за 2-6 месяцев, за две недели договориться нереально, только в каких-то частных, редких случаях.

Например, мы работали со звездами, отвезли несколько тысяч долларов в Москву, заплатили людям за конкретную дату. То есть, чтоб было понятно, это еще ни реклама не работала, ни один концерт не прошел. Они бронируют дату на тебя и никому уже ее не отдают. По Украине - если ты приезжаешь, и твоя дата занята – сколько ни плати, не выпросишь.

Звезды телепроекта "Дом 2" Рустам Солнцев и...

...Степан Менщиков в Севастополе

Прокатчик рискует и... не всегда пьет шампанское

 

- Если продюсерский центр подписался на концерты, чтоб что-то заработать, нужно сначала вложить много денег. Звезде гонорар, например, 10 тысяч долларов за концерт, платит прокатчик. За каждый концерт – хоть убейся. Неважно, каким будет кассовый сбор. Прокатчик до первой продажи билетов должен оговоренные деньги передать артистам. Это всегда риск.

 

Итак, застолбили даты. Прокатчик договаривается с площадками. Исполнитель присылает райдеры, рекламные логотипы, афиши, роликов и прочее.

Каждая площадка выставляет сумму. В зависимости от зала – здесь играют роль престижность, количество мест. Владелец зала озвучивает сумму – 2-5 тысяч гривен за час, например. Есть лимиты, ниже которых они не могут опуститься. Также важна цена  билетов на концерт, которым ты занимаешься. Есть разница - детское представление, на которое 20 гривен билет, или 500 гривен на випа – цена аренды зала будет другая.

 

Итак, порядок цифр определяет орагнизатор. Цена берется от фонаря. Исход никак просчитать нельзя. Расчет в большой степени на фортуну. Почти всегда заплатить нужно вперед - гонорар артистам, за аренду всех помещений, технического оснащения, проживание, питание, транспорт и многое другое, часто непредвиденное.

Восходящие звезды, группа СМСки, в севастопольском аквапарке "Зурбаган"

Вася Звездный хочет петь – работа на кассу

 

- На кассу – друга схема. Никому не известный Вася Звездный спел, мы собрали кассу, и только после этого Вася получает свой процент. Но чаще всего я не буду рисковать с таким Васей. И никто другой не будет с ним работать на гарантию. Какой бы ни был талант, его никто не знает. А это - стопроцентный влет.

В этом и заключается работа профессионала – почувствовать, на что можно собрать людей, на что можно поставить. Нет имени – нет ничего. 

 

Вася может сам зарегистрировать какое-то предприятие, пойти в управление культуры, получить разрешение на гастроли, это бесплатно, снять площадку и заняться рекламой в СМИ. Есть схема раскрутки - радио, телевидение. Это колоссальные деньги.  

Делаем вывод – какой бы ни был талантливый никак не выбьется, если у него нет бабла.

Оказалось, чтоб стать звездой, просто залезть на легендарный паровоз и спеть - недостаточно

Но выгодней, конечно, обратиться к профессионалам, он сэкономит время и деньги. Есть тонкости, в которые я не могу посвящать всех.

Но допустим – у меня есть 300 тысяч долларов, я хочу стать звездой. Продюсер начинает меня раскручивать. Никто никогда не будет афишировать – сколько, как, за какой срок и прочее.

 

Организовать гастроли сможет только специалист. Ни один обыватель, который просто имеет деньги и решил организовать концерт или тур, не сможет получить прибыль. Он обязательно останется в убытке.

 

Спонсоры всегда ждут денег. Если люди вложили деньги, они обязательно ждут отдачи. Некоторые раскручивают супругу, любовницу –  это другое дело. Но в любом случае, у  нас выходят на эстраду только те люди, за которыми  стоят деньги. 

Солистки группы СМСки считают, что успех артиста, прежде всего, зависит от его таланта и трудоспособности. Когда за тебя начинают драться продюсеры - это и есть успех

Концертный "не сезон" 

 

- Очень сильно сказывается сезонность. В Севастополе после Нового года до мая концерты организовывать нет никакого смысла. Народ вообще не ходит. Лето – период гастролей. Это сезон, много отдыхающих. А по Украине есть смысл этим заниматься до Нового года. И то, где-то до начала декабря. Потом до мая можно отдыхать.