1200 бочек с ядом на морском дне угрожают экологии Крыма

Море скрывает химическое оружие со времен второй мировой войны.
Фото Инны Форт

Море скрывает химическое оружие со времен второй мировой войны. Фото Инны Форт

События
09 февраля 2011 11:31

В прошлом году истек срок годности контейнеров, в которых еще при советской власти утопили у берегов  Крыма химическое оружие. А это значит, что яды - "Люизит", "Иприт", "Зарин" и "Зоман" - могут попасть в окружающую среду. 
1200 бочек с боевыми отравляющими веществами находятся в воде вдоль всего крымского побережья. Одной бочки с ипритом или люизитом хватит, чтобы уничтожить все живое в радиусе 40 километров. 

Иприт - боевое токсическое отравляющее вещество. При соприкосновении его с кожей, на ней образуются волдыри. При поражении дыхательных путей может развиться  воспаление легких с осложнением и летальным исходом в течении нескольких дней. Противоядия от иприта нет. 

Люизит - стойкое ядовитое вещество. В отличие от иприта не имеет скрытого периода действия, при отравлении им чувствуется боль, и появляются 
экземы. При тяжелых поражениях – подолгу не заживающие кожные язвы. 

В 1941 году на полуострове хранились огромные запасы химического оружия. Но использовать его в военных целях запрещала международная конвенция. Оставлять боевые яды немцам советская власть не собиралась. Химикалии утопили в море, использовав вместо специальных контейнеров обычные металлические бочки. Топили  в спешке, бессистемно.

- Вокруг Крыма включая керченский пролив до 1200 контейнеров, мы обнаружили более 500 и определили районы. По нашим данным 11 районов, в которых осуществлялись сбросы этих контейнеров с ипритом и люизитом, - рассказал Геннадий Рубцов, директор экологического предприятия "Ситалл".

Только в начале 21 века вспомнили о хранящемся на морском дне химическом оружии. Тревогу забили ученые. Ведь за 70 лет металлические бочки наверняка значительно разъело соленой водой.

- В 2010 году закончились гарантийные сроки сохранения целостности этих контейнеров, теоретически возможно, что 2011 году возможен разлом этих контейнеров, - объяснил Рубцов.
Закрытые исследования харьковской научной лаборатории "Военконвеер 43" показали, что бочки, скорее всего,  протекают. У "Ласточкиного гнезда",  где были затоплены 24 бочки, содержание мышьяка в воде выше нормы более, чем в 100 раз. А это значит, что яды из бочек уже с большой вероятностью в воду просочились. 
- Это серьезное боевое отравляющее вещество. Иприт назван по имени города Ипра, при котором впервые была осуществлена атака этим веществом, последствия всем известны. Огромное количество пораженных, тысячи, - говорит Эдуард Березовский, заведующий аналитической лабораторией ассоциация "Экология и мир".
Власти Украины и Крыма знают об этой проблеме. На время исследований премьер-министр Крыма Василий Джарты председательствовал в министерстве окружающей среды, а его заместитель Георгий Псарев был главным экологическим инспектором Украины. Выход нашли простой, на все исследования ученых наложили гриф "Совершенно секретно". А перед журналистами данные профильной экологической фирмы "Ситалл", которая по заданию министерства и проводила эти исследования, стали отрицать. 

- Я пока не вижу большой проблемы,  и что говорил "Ситалл", у меня таких сведений нет. Я не верю в те данные, которые вы говорите, Харьковского института, - заявил  Георгий Псарев, заместитель председателя Совета министров Крыма
МЧСники проблему видят, но тоже на камеру говорить боятся. 

- Я бы не хотел об этом говорить на телевидении, и нагонять страх на жителей города Севастополя и Автономной Республики Крым, проблема действительно есть, мы знаем, где находятся эти емкости, - констатировал Василий Квашук, директор Департамента гражданской защиты МЧС. 

На сегодняшний день найдены только 500 из 1200 бочек. Обнаружены под водой, но не обезврежены. Где еще полтысячи - неизвестно до сих пор. А ведь существует еще одна проблема.

- В 1956 году Хрущев дал команду затопить контейнеры уже с зоманом и зарином, где-то в пределах 360 контейнеров. И проблема, что там глубины очень небольшие, контейнеры уже заилены, но тем не менее, фоновые значения очень высокие и в разы превышают норму – напомнил Рубцов. 

Максимальная глубина Азовского моря - 14 метров. А это означает, что до бочек с боевым ядом второго поколения - зарином и зоманом, может добраться любой дайвер. Утилизировать эти емкости пока никто не собирается.

Деньги из бюджета на устранение этих проблем тоже не выделены.

Инна Форт по материалам Репортер

Это чат – пиши и читай 👇
Ого! ты доскролил до нашего чатбота 😏
Теперь у тебя есть возможность настроить его под себя и узнавать важный контент первым, чтобы рассказывать друзьям
Только почта, только хардкор 🤘
Мы в соцсетях