Главный режиссер Украинского музыкального театра Юрий Федоров: «Профессия актера в десятке самых вредных и опасных для здоровья»

"Наша задача - выйти из привычных рамок" Фото автора.

"Наша задача - выйти из привычных рамок" Фото автора.

События
05 ноября 2010 18:09

В наше время зритель стал довольно искушенным, у него есть большой выбор как именно провести досуг. Театру составляют конкуренцию 3D-и обычные кинотеатры, выступления звезд эстрады, клубы, телевидение, интернет... Стандартной театральной постановкой уже мало кого можно удивить. Меняется зритель – приходится меняться и театру, иначе кресла будут пустовать, а артисты играть для самих себя.

- Юрий Валентинович, какой сейчас зритель, что за публика ходит в театр?

- Если говорить о людях в возрасте 50-70 лет, они уже вряд ли поменяют свое мировоззрение и приучены к каким-то жанрам, формам. Они уже требуют от нас того, к чему привыкли. Можно провести аналогию, когда человек привык к традиционной пище. Например, картошка, селедка - это хорошо, привычно, а вот ананасы, марципаны с шампанским- этого нам не надо. Моя задача, как режиссера, чтобы зрители поняли, что театр поменялся. Хотелось бы донести информацию, что театр становится современным, интересным, модным. Тем более он единственный у нас вот такой музыкальный.

- Что зритель может увидеть в музыкальном театре, какой у вас репертуар?

- Сейчас в репертуаре есть и чисто драматические пьесы, и балет, есть оперетты, рок-оперы, мюзиклы – вот такая широчайшая палитра, которая недоступна многим другим театрам. У нас есть артисты драмы, хора, оркестра вокалисты. Поэтому мы стараемся делать такие спектакли, где задействованы все эти актеры - такие разножанровые показы, где заняты все структуры. Чтобы в первую очередь было интересно современному зрителю. Ни один театр Крыма не может себе позволить взять настолько разножанровый материал.

Пусть зрителя не смущает название –Украинский театр, у нас также есть драматические спектакли на русском языке, есть комедийные постановки, и западные, зарубежные комедии, и современная западная комедия, как на русском, так и на украинском языках. Есть даже такой жанр как рок-опера балет, поэтому мы не ограничиваем себя в каком-то одном направлении, мы постоянно экспериментируем, синтезируем.

- Какие новые жанры зрители могут увидеть на сцене сейчас?

- Первый мой спектакль, который я поставил именно в этом театре был создан по пьесе английского драматурга которая называлась "Шум за сценой", я назвал ее "Любовь и сардины или зрители на спектакль не допускаются". Это как бы пародия на нашу актерскую жизнь, на нашу специфику, как мы репетируем, как люди выносят на сценические подмостки свою жизнь, закулисные взаимоотношения- любовь, ревность, ссоры, драки. То есть артист играет на сцене две роли - персонажа и самого себя. Этот прием известен уже 500 лет- называется театр в театре.

Зритель привык, что открывается занавес и идет повествование, а здесь открывается занавес и зритель видит…репетицию. А я как режиссер сижу в зале, артисты останавливаются, обращаются ко мне, спрашивают, что не так. А я им помогаю, подсказываю. По сюжету остается всего ночь перед премьерой. Вот они репетируют первый акт у всех на глазах, второй акт- зритель видит, что декорации развернулись на 180 градусов, они видят закулисную часть сцены и что происходит за кулисами во время пьесы. Как люди не туда заходят, не тот реквизит берут, говорят не те тексты, выясняют отношения, бурлят эмоции - драка, пощечины и т.д.

И наконец третий акт, когда опять сцена развернута на 180 градусов и зрители видят ту картинку, которую артисты репетировали, только "спустя" три месяца. То есть, когда этот спектакль уже накатали по провинциям, когда он, есть такое понятие, начал "разбалтываться", то есть становится все хуже и хуже. Актерам становится наплевать, они уже не выдерживают мизансцены, говорят произвольный текст, берет вверх уже не профессиональная актерская этика, а личное задетое эго, люди начинают выяснять отношения между собой и им наплевать, что это происходит на сцене, и на это смотрят со стороны зрители.

Таким образом, автор хотел показать пародию на театральную жизнь,на самих себя.
Но, к сожалению бабушки-дедушки, не понимают такого жанра. Они привыкли к накатанному сценарию, когда по традиции открывается занавес и идет: "Жили были, в тридесятом царстве…" и так далее. Потом вышли, потанцевали, попели, как обычно хороший финал и все. Вот этим они довольны, но это раз посмотреть и забыть - ни уму, ни сердцу.

- Что вы можете предложить такому вот "традиционному" зрителю?

- Сейчас у нашего театра задача выйти из привычных рамок. Но есть конечно и классика на украинском - "Сорочинская ярмарка", "Майская ночь", "Брехня" - масса спектаклей на украинском, но есть и масса на русском. Есть спектакли для абсолютно разного возраста- для студентов, школьников, детей, одних только сказок - больше двадцати наименований. Кстати, сейчас будем выпускать две - "Сказка о Спящей красавице" и "Волшебство против дракона", они будут готовы уже в конце декабря. У нас огромный зал, большая сцена, поэтому детишек и их родителей всех ждем на показе.

Многие, к сожалению, воспринимают театр лишь как помещение, куда приезжаютгастролеры из Москвы, Киева. Многие наши спектакли получили премии и признаны лауреатами конкурсов, участвовали в фестивале "Боспорские агоны", этим летом ездили на гастроли в Донецк, Мариупль, Керчь и везде выходили на аншлаг, хотя в Донецке есть хорошие крупные театры, но, тем не менее, на наших спектаклях актеры срывали бурю аплодисментов.

- Чем порадовали вы иногородних зрителей?

- Это были "Евреи нашего двора" - музыкальный спектакль, "Женщина превращенная в кошку"- классическая оперетта, "Любовь и сардины" - драматическая комедия, "Юнона и Авось" - рок-опера-балет.

- Юрий Валентинович, помимо положительных сторон -бури аплодисментов и восторженных зрителей, какие проблемы есть в театре?

- Проблемы театра- все декорации, костюмы мы делаем за свои деньги, денег на постановочные средства давно уже никто не выдает, то, что зарабатываем идет на декорации, материал, ткани, шитье костюмов. При кажущейся малой сценографии много затрат уходит на постановку балета. Так как костюмы должны быть очень хорошие, богатые, из хороших тканей, а переодеваться надо по нескольку раз во время показа.

Например "Юнона и Авось" - там и хор и балет, а сколько этих смен костюмов.
Самовольно поднять цену на билеты мы не можем, как к примеру приезжают звезды, на концерты которых в первых пяти рядах билеты стоят 600-800 гривен, а у нас на самый дорогой билет 90 гривен и то только на премьерный спектакль. И обидно, когда привозится спектакль худшего качества, но за бешеные деньги.

Конечно, театр, который построен более тридцати лет назад, уже устарел, и хотелось бы, чтобы был капитальный ремонт. Уже не те ткани, не те материалы, которыми стоило бы отделать театр, есть прогнившие балки, опасные сходы, места, лестницы, недостаточное количество гримерок, всего одна сцена. В идеале, чтобы было несколько сцен - одна большая, малая, экспериментальная, тогда в день можно было бы одновременно показывать по два-три спектакля.

Есть проблемы с отоплением зимой, особенно страдают балетники, а у них же связки, мышцы, приходится ставить за кулисы обогреватели, чтобы они могли подбежать погреть ноги и обратно на сцену.

Нужна другая аппаратура, другой свет, звук. Поэтому конечно реконструкция театру просто необходима, но все упирается в средства. Нам же, надо каждый день удивлять зрителей, а с плохой декорацией зрители скорее согласятся смотреть Аватар в 3D, чем пойти в театр.

-Большой ли у вас коллектив ?

-Сотрудников около 400. 15 артистов драмы, 15 – вокалистов, 17- в оркестре, 18- хор, более 20 задействованы в балете. А также костюмеры, бутафоры, осветители, художники, монтировщики, пошивочный цех, электрики, одних только уборщиц, чтобы поддерживать чистоту в театре в идеале надо бы 20 человек.

- Жизнь артиста наверняка полна курьезов, интересных историй ?

- Курьезы бывают каждый день, когда люди, не рассчитав расстояние падают в оркестровую яму, правда, смешной эту историю вряд ли назовешь, так как артисты получают подчас травмы. Или когда падает что-то сверху, на сцене стенка, например, может упасть. Взрываются лампы в осветительной аппаратуре, а в это время происходит на сцене любовный момент, когда герой должен признаться в любви даме своего сердца, а тут куча осколков сыпется.

- Получается, актер постоянно работает в зоне повышенного риска?

- И еще в какой!

- Как уживаются между собой столько людей с разными характерами? Ведь бывает, что люди не симпатизируют друг другу, а им приходится играть на одной сцене лучших друзей?

- В идеале театральная труппа- это семья, но как и в любой семье есть все - обиды, ссоры, ревность. Так как редко какой актер объективно оценивает себя. Каждый считает себя минимум талантливым, максимум гениальным. И вот идут склоки - ей дали роль, а мне не дали и тому подобное. Но на сцене свои личные эмоции показывать нельзя.

- До скольки лет актер обычно выступает на сцене?

- Актерская жизнь - как болезнь, она проходит быстро, ураганом, стремительно и иногда люди не успев моргнуть глазом, понимают, что значительная часть жизни уже прожита. У кого-то семья, дети, муж, а у кого-то ничего этого нет, есть только роли, а что такое роль? Сегодня ты на коне, а завтра роль сыграна и афиши, плакаты устарели, а впереди старость и одиночество. Проблема подлинного и мнимого остается, у людей смещаются понятия, что главное, что второстепенное. Кто-то включил профессию актера в десятку самых вредных и опасных для здоровья. Ведь всем известно - не надо нервничать, а как актер может не нервничать, когда играет какую-то драматическую роль, где ему надо душу вывернуть наизнанку, чтобы зритель прочувствовал со сцены поток эмоций.

На сцене должно что-то происходить, а иначе зрителю будет не интересно.
Также у актера всего один выходной. Разорванный рабочий день, приходим – утром и вечером, получается, только приехал домой с утренней репетиции, уже надо собираться на вечернюю и обратно домой попадаешь только к 22.00- 23.00 часам.

Самому молодому актеру у нас 21 год. А что касается самого пожилого - здесь нет четких ограничений. Актер находится на сцене до тех пор, пока может ходить, говорить, не забывать слова, чтобы за него не переживать впишется ли он в проем и не упадет ли от переутомления прямо на сцене. Это может быть и 70 и 80 лет. Артисты как правило уходят со сцены прямо на тот свет, редко когда кто-то уходит на пенсию или доживает свой век дома тихо в квартире.

- А как происходит распределение ролей?

- Роль распределяется режиссером-постановщиком в театре с учетом выписанного персонажа. Если заявлена в сценарии молодая красивая и так далее, соответственно ищется такой типаж.

 

- Ну, красавиц же в театре не одна и не две, а гораздо больше. Как делаете выбор?

- Артистка должна быть похожа на героиню по психофизике. Также режиссер уже видит, кто впишется в эту роль, а кто нет, кто ее прочувствует так, как надо. Вот например в пьесе "Любовь и сардины" у меня на одну главную женскую роль три исполнительницы, они так и работают - по очереди в разных показах. А вот когда такой артистки нет в труппе по характеру - это называется роль на сопротивление, ну не такая она по психофизике, а надо сыграть противоположную себе и актриса меняется на сцене, ломает внутри себя свой стержень. Этому на самом деле учат в институте, это не так сложно.

Гораздо хуже, когда актер претендует на роль, не свойственную ему, например многие 50-летние актрисы до сих пор не прочь сыграть 20-летних, душой то человек молод. Поэтому чтобы не было обидно, есть третейский судья- это главный режиссер, слово которого закон и не обсуждается.

- Сколько репетиций должно пройти после которых зритель сможет наконец увидеть готовый "продукт"?

- Это зависит от сюжета- сказка это или драма. От многих факторов - надо же собрать всех актеров в одно время, а бывает, кто-то заболел, у кого-то гастроли. Поэтому месяца 2-3 уходит на репетиции, бывает 4 месяца, если не каждый день репетировать. В идеале должно быть 45 репетиционных точек, но это очень жесткий график, когда артисты дома занимаются дополнительно, учат роли, тренируют вокал. На западе очень строго- там если актер в назначенный час и срок не выучил роль, накладываются штрафные санкции. Не туда встал, луч света попал не туда- штраф. У нас такого нет.

- Какие ваши ближайшие планы, над чем собираетесь работать?

- Как только я заканчиваю сказку в декабре, приступаю к новой работе. Пока название еще условное - "Плененные любовью" или "Заложники любви", или "Однажды в Вероне" - в перспективе по жанру это мюзикл буду ставить по пьесе, по драматическому произведению Анатолия Крыма. Я написал либретто, стихи, мы нашли киевского композитора Сергея Бедусенко. За полтора месяца он написал нам полностью материал, пока мы были на гастролях, сыграл, спел, показал фонограмму- все потрясающе. То есть каждый музыкальный номер может стать шлягером, так талантливо написано.

Там будет и балет, и вокальные номера, драматические, динамические. Думаю, что он за душу возьмет. Это будет как история Ромео и Джульетты, только тридцать лет спустя. Все действия происходят в той самой Вероне. Дай Бог, чтобы все сложилось как надо, потому что планируем показать премьеру к 8 марта.

Это чат – пиши и читай 👇
Ого! ты доскролил до нашего чатбота 😏
Теперь у тебя есть возможность настроить его под себя и узнавать важный контент первым, чтобы рассказывать друзьям
Только почта, только хардкор 🤘
Мы в соцсетях