Восемь членов экипажа судна «Thiangui701» до сих пор ожидают своей зарплаты в порту Фритаун. Фото из личного архива команды СТМ «Thiangui-701».
С апреля по ноябрь 2011 года 26 моряков из Керчи, Измаила и Одессы вкалывали в Атлантике, что называется, за еду. Денег им вообще не платили. Впоследствии украинцы оказались брошены на судне в порту Фритауна (Сьерра-Леоне) без топлива, обещанной зарплаты и билетов домой.
После 10-месячного "плена" большей части команды все-таки удалось добраться домой. Сейчас моряки проходят акклиматизацию. На условиях анонимности хлебнувшие горя рыболовы согласились рассказать, что им пришлось пережить.
Помогите журналистам Vgorode.ua делать свою работу. Поддержите финансово >>> ❤Грозило многолетнее заключение
Сюжет этой драматичной истории начинался по ставшей уже стандартной схеме. Стремясь заработать, двое мужчин из портового города Украины - 43-летний Аркадий и 34-летний Евгений (имена изменены) - нанялись на работу в ливанскую компанию "Sierra Fishing company", которой принадлежит 24 рыболовецких судна. Ребята - крепкие, бывалые морские волки, за плечами каждого многолетний опыт зарубежных плаваний. Но в такую переделку попали впервые.
А: - "Sierra Fishing company" уже десять лет, многие наши моряки давно работают с Мухаммедом Бассемом, которому она принадлежит, и проблем раньше не возникало. Судно купили около года назад. После ремонта оно было в относительно неплохом для Африки состоянии. Кроме того, хозяин компании - хороший друг президента Ливана, в доле состоит и глава Сьерра-Леоне. Так что работодатель казался надежным.
- Как добирались до Африки? Кто оплачивал дорогу?
Е: - Я отправился вместе с командой из девяти человек 8 апреля 2011 года. До Киева добрались поездом, а потом тремя самолетами до Гвинеи. Все оплатил работодатель. В Гвинее нас должен был встретить агент судовладельца. Но на таможне забрали загранпаспорта, оказалось, что никто нас встречать не собирался. В аэропорту, при сорокаградусной жаре, просидели 12 часов. Когда приехал агент и за взятку "выкупил" у таможенников наши документы, оказалось, что мы вдевятером должны ехать до границы с Сьерра-Леоне в одной "Toyota Land Cruiser".
А: - Через несколько часов путешествия по джунглям нас остановили двое мужчин с автоматами, проезд был перегорожен веревкой. Представьте, это у них таможенный пост! Там нам дали разрешение на двухдневное пребывание в стране. За это время работодатели должны были открыть нам визы.
Мы пересели на два внедорожника и через восемь часов добрались до Фритауна. На следующий день нас отвезли в оборудованный по последнему слову техники офис "Sierra Fishing company" в порту Фритаун, где должны были выдать паспорта с визами, но в документах их так и не оказалось. Так мы стали нелегалами. Любая встреча с полицией для нас могла закончиться многолетним заключением в африканской тюрьме.
"Крысы плодились со страшной силой"
- Команде, которую вы заменили на судне, тоже пришлось через это пройти? Как началось плавание?
Е: - На "Thiangui-701" нас доставили на моторной лодке, которая пришла к берегу с трупом члена экипажа одного из рыболовецких судов компании. Как оказалось, африканец упал в бункер, куда засыпают рыбу, его кости "перемолол" транспортер. Через три дня на борту "Thiangui-701" мы сменили часть экипажа. Те ребята были родом из Севастополя, им без проблем выплатили деньги и отправили домой. Третьего мая прилетел основной экипаж во главе с нашим капитаном. Закипела работа.
А: - Вначале все было отлично. Кормили хорошо, был богатый улов. Продукты, топливо и воду нам привозили прямо в море. Раз в несколько дней судно-рефрижератор подходило и забирало всю рыбу.
- Когда почуяли неладное?
Африканские вояки не давали и шагу ступить без их разрешения. Фото из личного архива команды СТМ "Thiangui-701".
Е: - Подошел июль, но нам не заплатили ни копейки, все кормили обещаниями. Помню, как-то наш капитан решил прекратить промысел. Через три дня нам привезли деньги за три месяца. Седьмого декабря весь рыболовецкий флот "Sierra Fishing company" стал, хозяева сказали, что у них закончилось топливо.
У нас на борту оставалось еще 30 тонн соляры. Меня с капитаном вызвал босс. Бассем приказал слить топливо другим судам. Капитан отказался - заявил, что с траулера никто не уйдет, пока не будет денег, и топливо мы тоже не сольем, ведь корабль без него как консервная банка. Тем более в трюме 120 тонн рыбы, которую надо охлаждать. Босс взорвался и пригрозил, что под дулами Тридцати "калашей" с судна точно уйдут все.
- Это были просто угрозы или босс действительно это сделал?
Е: - Когда мы ждали лодку, прибежали четыре солдата с автоматами и два полицейских. Под конвоем нас доставили обратно на борт. Оружие - хороший аргумент. Мы отдали топливо и рыбу, нас поставили к причалу. Электричество подавалось с берега, хватало только на освещение и работу камбуза. Кондиционеры мы не включали. В каютах было жарко, как в аду, круглые сутки. Тучи комаров, крысы плодились со страшной силой! Один за другим восемь из 26 членов экипажа слегли с малярией, правда, помощь им оказали.
А: - Вскоре нам перестали привозить продукты, ездить на рынок пришлось самим. Голодными мы не сидели, но вместо шести долларов, положенных на человека в сутки, давали только три, а иногда и их приходилось выпрашивать.
- Почему сразу же не обратились за помощью на родину?
- Мы ждали, надеялись. Как только возникали мысли, что надо бить в колокола, босс обнадеживал. Мол, через три дня вы получите топливо, деньги и билеты домой. А потом, мы же видели, что китайским судам, которые входили в рыболовецкий флот компании, действительно привозили топливо.
"Искали в трусах алмазы"
- Когда дело сдвинулось с мертвой точки? Неужели украинские власти ничего о ваших проблемах не знали?
Е: - После обращения в СМИ и администрацию нашего президента. Мы описали обстановку, и я разослал по Интернету письма. Капитан с ноября постоянно был на связи с консулом, который находится в Гвинее, но еще представляет Украину и в Сьерра-Леоне. Тот пытался делать все возможное. Но, реально находясь в Гвинее, он имел связь с Бассемом только по телефону, а на звонки наш босс часто не отвечал.
- Наверняка после этого "большой босс" запаниковал?
Е: - Только после того как на "Хаммере" с надписью "UN" (ООН. - Ред.) к Бассему приехал какой-то офицер, нам выдали 100 тысяч долларов. Денег хватило не на всех, комсостав до сих пор остается на борту и ждет долг.
- Зарплату отдали полностью?
Е: - Мне не доплатили около 5 тысяч долларов. В среднем босс урезал оклады на 20 процентов. Нас обманули! Дни, в которые мы занимались промыслом, нам посчитали, как будто мы стояли на ремонте. Естественно, по контракту это оплачивается в два раза меньше.
- Домой добрались нормально?
Е: - В аэропорту Лунги (Фритаун) начался настоящий кошмар! Нас, 15 членов экипажа (первая партия моряков, отправившихся на родину. - Ред.), привезли в полночь. Сопровождающий от работодателя должен был дать таможенникам взятки, чтобы те закрыли глаза на отсутствие у нас виз. Но расставаться с выделенными ему боссом "зелеными" этот человек не спешил. Нас начали шмонать по полной программе. Один из таможенников стал в открытую требовать у меня 20 баксов. Дошло до того, что проверяющие пытались лезть руками в трусы. Выясняли, не везу ли я алмазы, который добывают на местных приисках.
В аэропорту мы провели около четырех часов, после чего с выписанными от руки билетами сели в самолет домой. Из-за постоянных задержек в аэропортах, где мы делали пересадки, путь на родину занял около трех суток.
Звонок в МИД
"Мы готовим ряд решительных шагов"
Александр ДИКУСАРОВ, пресс-секретарь Министерства иностранных дел Украины:
- Работа с компанией, которая задерживает зарплату, продолжается. Мы готовим ряд решительных шагов. Возможно, в ближайшее время представитель посольства Украины в Гвинее отправится в Сьерра-Леоне, чтобы разобраться в ситуацией.
Источник: КП-Крым