Портфель, учебники, дневник, тетради, ручка. Этот обычный "арсенал" школьника в последнее время пополнился разными мобильными устройствами - телефонами, плеерами, ноутбуками, планшетами. Мобильники уже есть практически у каждого ученика, причем по большей части – с камерой, играми, выходом в интернет и прочими функциями, которые никак не способствуют ускорению учебного процесса. О том, как современные девайсы отражаются на учебе и какие изменения происходят с детьми, Vgorode.ua побеседовал с учителем географии из севастопольской школы.
Светлана Романовна, современные гаджеты помогают учебе?
Помогите журналистам Vgorode.ua делать свою работу. Поддержите финансово >>> ❤- О, это больше всего раздражает. Дети считают, что родители могут позволить все, выпендриваются постоянно друг перед другом. Я говорю им: "Ребята, когда вы сможете сами себе это купить, тогда вы и будете говорить, что это "Я", а когда вам родители покупают, то это не ваша заслуга, и это не всегда так будет". Конечно, не все это понимают. Те, кому родители не могут купить даже не сильно модный телефон, стесняются, становятся изгоями, бегают постоянно следом за теми, у кого это есть. Смотреть на них просто больно. Если у кого-то что-то новое появилось, все к нему бегут.
Часто приносят "ай-пады", электронные книги. С одной стороны, если бы они у всех были, и использовались для учебы, это был бы плюс. Например, у нас в городе одному из классов подарили электронные книги, в которые загружена вся школьная программа. Они их используют вместо учебников, это очень удобно. Книг же часто на всех не хватает, либо они старые и просто разваливаются или не соответствуют программе, приходится покупать. Если бы у всех были эти планшеты или электронные книги для учебы, со школьной программой, то это был бы плюс. Но дети используют их только для игры или чтобы лазать по интернету, и делают это прямо на уроках.
И что вы делаете? Забираете?
- А мы же не имеем права у них забирать, и они это знают, начинают "качать права". Я обычно если забираю, то кладу себе на стол и говорю: "Звони маме, папе, пусть приходят за твоей игрушкой, а я расскажу им, чем ты на уроках занимаешься". А в ответ мне: "Вы ничего не докажете!" Приходится разговаривать, объяснять, пока ребенок сам не поймет.
А на экзаменах тоже, наверно, списывают с телефонов?
- На экзаменах телефоны мы забираем, все вещи, сумки они оставляют при входе. В туалет не выпускаем – 90 минут уж можно просидеть. Отпускаем только тех, у кого справка. Они изощряются как угодно. Например, одна ученица написала шпаргалку под юбкой, на бедре. И парень, который рядом с ней сидел, то и дело туда заглядывал. А она сама этой шпаргалкой не пользовалась, сидела, как ни в чем не бывало. Я не стала ее позорить перед всеми, потом тихо спросила: "Эта шпора для тебя или для соседа?" Она призналась, что мальчик ее попросил написать.
Были случаи, что учителей снимали на видео и выкладывали потом в контакт, на "Ю-тьюб"?
- Да, меня так пытались снять на камеру, новый молодой учитель, интересно же! Вдруг ляпнет что-то не то, покраснеет. Я заметила и настояла, чтобы удалили. А мои коллеги себя не раз встречали в Сети. Дети постоянно пытаются заснять учителей, которые курят. Да и вообще всегда рады записать на видео, если учитель попадет в какую-то неприятную ситуацию.
Новый мобильник - предмет всеобщего интереса.
Какие сейчас дети в школе?
- Дети сейчас хорошо знают свои права, только про обязанности, как ни странно, они ничего не слышали. Они знают, что имеют право на свободное высказывание, ну и высказываются так, как услышали на улице. Если какая-то ситуация спорная возникает, то они учителю заявляют: "А вы неправы".
Заставить учитель не может, за уши дергать нельзя, двойки ставить направо и налево тоже нельзя, потому что потом к тебе же будут вопросы – почему у ребенка неаттестация, почему не научила?
Если ребенок переходит все границы, вызываем родителей, но они по большей части не приходят, у них работа или еще что-то поважнее. На собраниях в старших классах почти никого нет. Вообще, сейчас воспитательный процесс в основном ложится на плечи родителей. Учитель сможет научить, только если родитель принимает в этом активное участие, постоянно контролирует, проверяет. Но, к сожалению, многие вопросы приходится решать с детьми, а родителям звонить часто бесполезно.
Как ребенок учится в школе – это по большей части зависит от родителей. Если родители заинтересованы, ходят на родительские собрания, общаются с классным руководителем, школьным психологом, то и у ребенка отношение к школе соответствующее. Потому что всегда можно найти выход, даже для детей, которые не особо хотят учиться, неусидчивые. А если родителям, как говорится, "по барабану", то и ребенок приходит в школу за чем угодно, кроме знаний, и ему на все наплевать.
Зато родители проявляют интерес, когда надо писать характеристику на ребенка в 9-м, 11-м классах. Тогда они начинают ходить, просить, рассказывать какой их ребенок хороший, во всем участвовал.