Сам коллекционер не пьет, а только дегустирует. Фото: Е. Дедух.
Школьный учитель биологии и химии Геннадий Кулигин из Симферополя более 40 лет собирает этикетки от алкогольных напитков. Хотя он уверяет, что сам не пьет, но сумел насобирать более 14 тысяч экземпляров: от дореволюционных до современных, пишет "Сегодня".
- Еще в школе начал коллекционировать спичечные коробки, их у меня тоже несколько тысяч. А будучи студентом, увлекся этикетками, — говорит Геннадий Иванович. Коллекционер уверен — по оформлению бутылок можно судить не только о развитии алкогольной отрасли в разное время, но и страны в целом.
Помогите журналистам Vgorode.ua делать свою работу. Поддержите финансово >>> ❤- До революции шампанское делали исключительно по французским технологиям, его выдержка должна была быть не меньше трех лет — это был напиток для интеллигенции. Этикетки были соответствующие: изысканные и похожие на французские — с дамами в красивых платьях, — рассказывает Геннадий Иванович. — В 1928 году уже советскими виноделами была изобретена технология быстрого создания напитка. Тогда "игристое" стали изготавливать за месяц, оно стало намного дешевле и доступнее для народа. Так появилось "Советское шампанское" с более лаконичной этикеткой: надпись без рисунка. А вот в конце 50-х — начале 60-х годов в СССР стали проводить антиалкогольные кампании по борьбе с пьянством. На спичечных коробках появлялись характерные картинки и надписи.
В коллекции более 14 тысяч предметов. |
Переехав в начале 80-х в Крым из Кировской области, Геннадий Кулигин увлекся этикетками местных винзаводов. Коллекционер вспоминает, что в Крыму их было около ста.
- Самыми распространенными были портвейны и хересы — их выпускал почти каждый завод. Очень славились мускаты Красного Камня, в основном, массандровские. А мадеры разных сортов можно было купить только зимой, когда разъезжались отдыхающие", — говорит Геннадий Иванович. В почете было и знаменитое вино "Черный доктор", поставлявшееся в основном для начальства — до 1968 года оно называлось "Рубиновое". Коньяки же на полуострове для массового потребления начали выпускать с конца 60-х, а до этого были только одесские, армянские и дагестанские.
С приходом к власти Михаила Горбачева, в середине 80-х, заводы стали в большом количестве выпускать сладкую воду и соки. Тогда наш коллекционер обратил внимание и на этикетки безалкогольной продукции. Фанту, пепси и кока-колу в то время можно было купить только в Москве или Киеве — пришлось постараться, чтобы достать желанные экземпляры. А после развала СССР для собирателей началось раздолье: заводы стали переходить в частные руки, и каждый новоиспеченный "алкомагнат" хотел привлечь покупателя яркой и вычурной этикеткой.
- Например, известный в те годы в Крыму бизнесмен и лидер одной из самых влиятельных здесь бандитских группировок Виктор Башмаков был одним из совладельцев симферопольского завода "Союз Виктан". Так он выпустил водку с собственным портретом и назвал ее своей фамилией.
Раритет из 90-х. |
Коллекционер признается, что собирать этикетки — дело хлопотное. В Крыму этим никто не занимается, приходится постоянно переписываться и обмениваться экземплярами с "коллегами" из ближнего зарубежья, что очень накладно.
- Письма сейчас дорого обходятся, а мы постоянно посылаем друг другу различные экземпляры, иногда по 200—300 штук за раз. Еще приносят друзья, помогают местные винзаводы, — рассказывает Геннадий Иванович.
По его словам, самые дорогие в его коллекции — этикетки времен революции, которые стоят $1—20 за штуку в зависимости от состояния. Современным же оберткам цена — от 20 копеек до 1 гривны.
- Но самые дорогие сердцу — те, что достал еще в юности, в студенческие годы, — говорит Геннадий Иванович.
Мечта коллекционера — собрать все этикетки от напитков, производимых в Крыму, начиная с послевоенного периода.
- Сам я выпиваю только по праздникам, до 45 лет вообще не употреблял. Пробовал иногда ради того, чтобы потом сказать — я пил что-то с такой-то этикеткой.
Отдельное удовольствие для крымского собирателя — выносить свою коллекцию на суд общественности. Недавно ее экспонировали в Центральном музее Тавриды, в планах — выставочные залы всего Крыма.
- Особенно интересно показывать мужикам — у них начинается ностальгия, вспоминают, что и когда пили, сравнивают качество советского алкоголя и нынешнего, — делится коллекционер.