Узнай, как водолазы "чистили" Черное море от затонувших кораблей

Фото: https://www.stihi.ru

Фото: https://www.stihi.ru

Досуг и еда
13 июня 2017 09:07

Черное море в Крыму еще в начале XIX века начали очищать от останков погибших кораблей и прочих лежащих на его дне "инородных тел". За все время погружений водолазы нашли тысячи обломков и сделали десятки уникальных открытий.


28 кораблей за три года

28-1(18).jpg

После Крымской войны дно севастопольских бухт было настолько засорено обломками затонувших кораблей, что это не только мешало судоходству, но и просто не давало возможности бросать якорь: поднять его потом было невозможно - он цеплялся за лежащие на дне выступающие части кораблей. Расчистка дна началась в 1857-м. Конкурс на проведение работ выиграл известный в то время специалист по подъёму судов американец Гоуэн. Гоуэн объявил, что он изобрел "усовершенствованный водолазный шлем, с которым водолаз может оставаться под водой до 8 часов на любой глубине".

Контракт с Гоуэном предусматривал подъем к 1861 году целиком или по частям 28 кораблей и судов, в том числе 11 линейных кораблей, 6 фрегатов, 3 корветов, 5 пароходов и 3 мелких плавсредств. Гоуэн привез с собой в Севастополь необходимое для судоподъемных работ оборудование. С ним прибыли 20 человек, среди них 3 водолаза. Глубины в зоне работ доходили до 22 м, пишет "Крымская газета".


Мариинская партия

28-0.jpg

Одной из первых водолазных структур России на Черном море была группа, созданная сто лет назад, в 1917-м, для подъема затонувшего в 1916 году в севастопольской бухте линкора "Императрица Мария". Группа называлась "Мариинская спасательная партия" ("Марпартия"). В штате "Марпартии" на момент создания состояли: начальник работ, инженерно-технические работники - пять человек, водолазы - шесть человек. Однако очень быстро численный состав рабочих "Марпартии" вырос до 40 человек различных специальностей (водолазы, кессонщики, артиллеристы, слесари и котельщики). В дальнейшем группа увеличилась до 350 человек. "Марпартия" была первой в Советской России серьезной судоподъемной организацией на Юге России. За время существования она, помимо подъема корабля "Императрица Мария" и ввода его в док, произвела ряд аварийно-спасательных и судоподъемных работ.

В конце 1920-го "Марпартия" была переименована в "Судоподъем", но просуществовала в этом качестве недолго.


Особое назначение

28-3(17).jpg

В 1923 году из Севастополя в Москву приехал инженер Владимир Языков, одержимый энтузиаст-кладоискатель, еще с 1908 года безрезультатно хлопотавший о разрешении организовать работы по подъему "Черного принца" - британского фрегата, затонувшего в Балаклавской бухте во время урагана в ноябре 1854 года. Считалось, что на борту "Черного принца" находились бочки с золотыми монетами: как минимум 200, а как максимум - 500 фунтов стерлингов золотом. В Москве со своей идеей Языков сначала обратился в Реввоенсовет и к командующему военно-морскими силами. Но ни там, ни там предложением севастопольского инженера не заинтересовались. И тогда он отправился в ГПУ, к начальнику особого отдела Генриху Ягоде. Рассказ Языкова о золотых монетах на дне Балаклавской бухты показался Ягоде убедительным. А перспектива достать их и тем самым пополнить золотой запас Страны Советов выглядела настолько заманчивой, что глава Государственного политического управления отдал приказ о создании для этого специальной организации - Экспедиции подводных работ особого назначения, сокращенно - ЭПРОН.

 


Рекорды погружения

28-2(17).jpg

Для "экспедиции за золотом" прежде всего необходимо было построить аппарат (или, как его тогда называли, снаряд) для спуска на большую глубину. Проект снаряда разработал вошедший в состав ЭПРОНа инженер Даниленко. Придуманное им устройство могло погружаться на довольно большую глубину, было рассчитано на трех человек, снабжено телефоном, прожектором и механическим манипулятором для захвата различных грузов. Корпус снаряда был сделан из стали и весил более 10 тонн. К началу лета 1923-го снаряд был готов, до конца лета команда ЭПРОНа занималась поисками точного местонахождения "Черного принца" в Балаклавской бухте. В сентябре снаряд Даниленко, в котором находились сам конструктор и инженер, впервые опустился на дно. Затем состоялось еще два спуска - на 95 и 123 м. На тот момент это были мировые рекорды погружения.


Поиски "Принца"

Начались регулярные морские работы - эпроновцы обследовали дно Балаклавской бухты. Поиски продолжались более года, удалось обнаружить части корабля, разбросанные на морском дне, но ни одной золотой монеты так и не было найдено. Руководство ОГПУ поняло, что дальнейшие поиски золота бесполезны, и в декабре 1924 года всякие работы в этом направлении было решено прекратить. Что касается организации, то она, к счастью, не была расформирована. За время поисков "Принца" эпроновцы обнаружили кладбище погибших английских кораблей, подняли много корабельных обломков, якорей и в дальнейшем продолжили заниматься поиском и подъемом затонувших судов. К началу 1930 годов под эгидой ЭПРОНа было сконцентрировано все водолазное и судоподъемное дело на всех морях и реках СССР, к 1941 году ЭПРОН поднял 450 судов и боевых кораблей. В начале войны ЭПРОН был преобразован в аварийно-спасательную службу ВМФ, затем, в 1979-м - в поисково-спасательную.

СМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Отдыхай на природе: в Крыму обустраивают палаточный лагерь на 500 человек

ДТП под Ялтой: число пострадавших растет

Туристу на заметку: как отдохнуть в Севастополе за тысячу рублей в день

Это чат – пиши и читай 👇
Ого! ты доскролил до нашего чатбота 😏
Теперь у тебя есть возможность настроить его под себя и узнавать важный контент первым, чтобы рассказывать друзьям
Только почта, только хардкор 🤘
Мы в соцсетях