Как начинался Севастополь: камни из Херсонеса пошли на дом командующего, а пристань хотели оставить без колонн

Как начинался Севастополь: камни из Херсонеса пошли на дом командующего, а пристань хотели оставить без колонн

Из четырех строений, с которых начинался Севастополь, до наших дней сохранилась только Графская пристань.

Почти 230 лет назад на самом пологом мысу тогда еще Ахтиарской бухты матросы под командованием флаг-капитана Дмитрия Сенявина заложили первые четыре каменные строения будущего города. До наших дней из них дожила только пристань — она и сегодня находится на том самом месте и называется Графской.

В тот день 3 июня 1783 года (все даты указаны по старому стилю) Д.Сенявин сделал в своем дневнике запись: " На холме мы заложили часовню святого Николая, ниже нее — кузницу, на самом пологом к выходу из бухты мысу — пристань и дом для командующего, к которому от пристани будет вести дорожка".

Пристань и кузница означали, что город будет морской крепостью, часовня говорила о том, что где бы мы ни были, Бог всегда с нами, а дом для командующего — что город будет европейского уровня.

Правда, насущную проблему, из чего строить, строители решили не вполне цивилизованно. В шести верстах находились развалины Древнего Херсонеса, где было много тесаного камня — прекрасного строительного материала.

Дом командующего

Примерно на том месте, где находится сейчас городская Доска почета на площади Нахимова, был заложен дом командующего флотом. Дом был полностью построен из камней, взятых в Древнем Херсонесе.

Возвели дом, по тем временам, довольно быстро, за пять месяцев, в конце октября 1783 года. А 1 ноября у командующего черноморским флотом Томаса Маккензи состоялось новоселье, в этот же день в доме был дан бал, то есть Маккензи решил показать, что Ахтиар, а именно так тогда назывался город, ничем не уступает другим городам в плане светской жизни.

 Дом командующего (Екатерининский дворец)

И только 10 февраля 1784 года Ахтиар стал Севастополем. Екатерина II, присоединившая Крым к России, решила увидеть "собственное" приобретение своими глазами и направилась в Крым. Жила она в доме командующего, после чего он стал гордо именоваться Екатерининский дворец.

В 1890 году началась реконструкция Екатерининской (ныне Нахимова) площади, и дом командующего было решено снести. Тем не менее, он простоял еще после этого решения более 20 лет и был продан на слом только в 1912 году за 600 рублей.

 Екатерининская (Нахимова) площадь до реконструкции

Кузница

Примерно в том месте, где сейчас возвышается здание Севастопольского морского вокзала, была заложена кузница. Кузница простояла немногим более полувека. В 30-40 годах 19 века Севастополь был разделен на две части: военную и гражданскую. И кузница, как обслуживающая нужды флота, была перенесена в военную часть города, которая сейчас называется Корабельной стороной. В конце 30-х годов 19-го века на Корабельной стороне строилось новое адмиралтейство. К сожалению, никаких рисунков или литографий, на которых запечатлена кузница, не сохранилось.

Часовня

Часовня, простояв более полувека, пришла в ветхое состояние и в 184­8 году была разобрана. А на ее месте в 1849 году началось строительство собора святого Николая Угодника. В этом же 1848 году возле будущего собора возвели временную церковь святого архистратига Михаила (фото 3), сейчас это одно из двух зданий Музея Черноморского флота.

 Временная церковь св. архистратига Михаила

А вот собор был освящен в 1857 году, несмотря на то, что строительство было закончено к 1854 году.

 Собор св. Николая Угодника

Но во время первой героической обороны Севастополя собор сильно пострадал. В 1930 году собор закрыли, сделав из него кинотеатр. Вот такой вот получился казус, атеисты смотрели фильмы в кинотеатре с церковным куполом.

 Собор, превращенный в кинотеатр

Здание было разрушено в Великую Отечественную войну, и на его месте построили в 1948 году здание Дома офицеров флота.

 Здание Дома офицеров флота,1948 г.

Пристань

Где находится Графская пристань, знает каждый севастополец. Поначалу это был деревянный причал с деревянными ступенями, идущими к площади. Потом деревянные ступени меняют на каменные, а в 1840 году пристань приобретает почти нынешний вид.

Но вот колоннады не было, ее отверг лично Николай I, утверждая проект пристани 9 марта 1838 года. Но командующий ЧФ Михаил Лазарев четыре года заваливал императора письмами с просьбой выделить деньги на достройку пристани, и добился своего. В конце 1844 года деньги были выделены. В 1846 году пристань была достроена. В таком виде она и дошла до наших дней. Между прочим, колонны Графской пристани стоят под наклоном, не верите? Сходите и убедитесь сами.

 Графская пристань, 29 июля 2012 года, День ВМФ

Четыре строения, четыре судьбы. К сожалению, из этих четырех до наших дней сохранилась только Графская пристань.

Автор: Евгений Шацило

Источник - Блог "Севастопольской газеты".