Исследуем симферопольские подземелья: заброшенное "метро", "Венеция" под Салгиром и бомбоубежища с сокровищами

В Симферополе существует немало интересных мест для подземных экскурсий   Фото: planeta.moy.su

В Симферополе существует немало интересных мест для подземных экскурсий Фото: planeta.moy.su

Досуг и еда
14 сентября 2012 14:18

До сих пор подземные объекты Симферополя окутаны тайной, несмотря на самостоятельные вылазки любителей экстремальных ощущений и многочисленные фото с места событий. Особой популярностью среди ценителей острых ощущений пользуются закрытый ныне штаб Гражданской обороны (ГО) и разветвленный коллектор под центральной частью города. Правда, среди местных жителей ходят слухи и о других подобных объектах, среди которых есть винные погреба и прочие занятные помещения.

Если верить статистическим данным, под крымской столицей расположено порядка 100 советских бомбоубежищ на все случаи жизни, в большинстве своем они были переквалифицированы в защитные сооружения от возможных техногенных катастроф. Такие убежища строили еще во времена СССР под крупными предприятиями и под правительственными организациями. К слову, под зданием Совета Министров также расположено убежище глубиной в несколько этажей, которое имеет ряд выходов в разных частях города.

Сегодня в законсервированном состоянии находится главное бомбоубежище и по совместительству запасной пункт управления Симферополем – это бункер, обустроенный под скалой по улице Воровского. Раньше бомбоубежище считалось одним из лучших в Советском Союзе, но с приходом нового режима практически пришло в негодность – двухъярусный объект обесточили, сняли охрану, перестали функционировать системы вентилирования и отопления. Несколько лет назад диггеры – люди, увлекающиеся путешествиями по закрытым объектам, – еще посещали закрытый объект, состояние которого оставляло желать лучшего. За тяжелой дверью бункера пряталась целая сеть помещений – здесь можно было найти старые карты города, разваливающиеся с течением времени деревянные ящики с наборами противогазов, и, конечно же, штабное оборудование. Теперь бункер надежно замурован, поэтому сегодня взглянуть на остатки былой деятельности штаба практически невозможно.

Исследуем симферопольские подземелья: заброшенное "метро", "Венеция" под Салгиром и бомбоубежища с сокровищами   фото

Бомбоубежище штаба ГО, бронированная дверь Фото: мтк

Рассказ одного из посетителей:

МТК: "Симферополь не самый богатый на подземные сооружения город, однако и в нем может найтись, что посмотреть.

Из самых интересных подземных объектов стоит выделить законсервированный штаб ГО недалеко от улицы Воровского. Ранее это было очень "атмосферное" место. Проникнуть туда одним из первых было крайне сложно, но наша группа была вознаграждена по заслугам за все старания.

Когда я пришел туда впервые, я увидел только узкую дыру в бетоне, такую что протиснуться туда даже при моем телосложении было крайне тяжело. Внутри же меня ждало небольшое помещение с голыми бетонными стенами и мусором, а также здоровенная непробиваемая бронедверь с номером, явно навевающая воспоминания об играх серии Fallout. Дверь была тщательно заперта, и казалось, что открыть ее с другой стороны просто невозможно. Однако мы обнаружили небольшую вентиляционную камеру слева от двери. Камеру с основным комплексом соединяла небольшая дыра в бетоне, высотой в 10-15 сантиметров. Именно ей мы и воспользовались. Это было чертовски непросто. Когда ты протискиваешься под несколькометровой бетонной стеной и не в состоянии даже пошевелить руками, любые зачатки клаустрофобии дают о себе знать.

У нас ушло несколько вылазок на то, чтобы протискиваться в соседнюю вентиляционную камеру, частично перепилить ее решетку и выкрутить замок на бронедвери. Внутри нас ждали длинные мрачные коридоры, которые, возможно, не посещались уже несколько лет. За ними было множество комнат со старой советской инфографикой и символикой, отлично создающей именно эту советскую секретно-бункерную атмосферу времен холодной войны.

Огромные очистительные фильтры, гигантские насосы, топливные баки, рабочие инструменты, ящики с противогазами – все, как будто вчера брошенное, если не считать ржавчины и пыли в несколько сантиметров. Таблички с именами дежурных и ответственных, пометки состояний оборудования, старые наборы управления, брошенные перчатки, ветки коммуникаций – все в мрачном и жестком советском стиле. Это было определенно вдохновляющим.

Однако нынешним посетителям этого места уже не оценить атмосферу, ибо вслед за нами туда пошли новые люди, место стало популярнее, а вскоре туда подтянулись и мародеры. К сожалению, последние умудрились разобрать и вынести оттуда большинство мелочей, и даже гигантские аппараты и баки".

Исследуем симферопольские подземелья: заброшенное "метро", "Венеция" под Салгиром и бомбоубежища с сокровищами   фото 1

Бомбоубежище штаба ГО, остатки оборудования Фото: мтк

Исследуем симферопольские подземелья: заброшенное "метро", "Венеция" под Салгиром и бомбоубежища с сокровищами   фото 2

Бомбоубежище штаба ГО, сегодня все помещения разграблены мародерами Фото: мтк

На самом деле столица Крыма вдоль и поперек пронизана подземными загадками. Одной из них является подземный близнец реки Салгир. Существует информация о том, что под Симферополем протекает весьма крупная река. В городе можно найти несколько подземных входов к реке, но большинство из них заложили, чтобы не искушать подростков на поиски приключений. Когда еще в 90-е годы шли работы над созданием глубокого коллектора, русло реки случайно перекрыли, из-за чего был затоплен центральный район – подтопило подвалы жилых домов и общественных сооружений. Сам коллектор является еще одним популярным местом среди диггеров. Основной вход в подземелье сточных вод находится недалеко от бывшего "Зеленого театра" на площади Советской.

Изнутри коллектор представляет собой что-то наподобие пещеры, которую украшают ржавые лестницы, рельсы и вода, при этом шахта достаточно большая – около 3 метров в высоту и 2,5 метра в ширину. Именно из-за рельсов и родился слух о том, что на самом деле коллектор является тайным метрополитеном для правительства, тем более что пути проходят через весь центр. Согласно проекту, начинался коллектор под парком на улице Воровского, проходил через площадь Советскую, бульвар Ленина, и выходил к железнодорожному вокзалу, а также в близлежащие совхозы – Пригородный и Дзержинского. Строительство было остановлено в 90-х годах с прекращением финансирования, поэтому проект не был завершен полностью, и тоннель до вокзала так и не дошел. В эти же годы произошло весьма неприятное совпадение – воды подмыли грунт, из-за чего часть одного из городских переулков обвалилась в глубокий котлован. В 1997 году рабочие покинули коллектор, не дойдя по намеченному маршруту 2,6 километра.

Шахтеры, приехавшие на работы из Донецка, прокладывали тоннель вручную, трудясь в две смены, чтобы строительство шло быстрее. Во время строительства использовали и специальный комбайн, тогда процесс значительно ускорялся. Тут же рабочие прокладывали и рельсы, чтобы вывозить в шахтерских вагонетках и электровозе породы и прочие отходы. Лишний грунт поднимали в специальных корзинах на поверхность с помощью лебедки, в то время как бетонщики заливали стены и своды крепчайшим раствором. Проектировщики коллектора обещали, что благодаря качественной методике строительства тоннель прослужит без проблем не менее 150 лет.

Теперь шахту украшают заброшенные вагонетки, а пути резко обрываются, уводя посетителей в грязь и воду. Из-за того, что помещения не обработали специальными растворами от коррозии, со стен свисают настоящие сталактиты, также украшают тоннель белые и красные сталагмиты, словно в мрачной пещере. Так что коллектор и правда напоминает заброшенное метро, отвечающее на тихий шепот эхом и всплесками падающих с потолка капель грунтовых вод.

Исследуем симферопольские подземелья: заброшенное "метро", "Венеция" под Салгиром и бомбоубежища с сокровищами   фото 3

Коллекторные системы под центром города, спуск к тоннелям Фото: old.boushev.ru

Исследуем симферопольские подземелья: заброшенное "метро", "Венеция" под Салгиром и бомбоубежища с сокровищами   фото 4

Шахты коллектора довольно глубокие, со всех сторон путешественников окружает вода Фото: old.boushev.ru

Исследуем симферопольские подземелья: заброшенное "метро", "Венеция" под Салгиром и бомбоубежища с сокровищами   фото 5

В тоннеле довольно сыро, все металлические детали проржавели Фото: old.boushev.ru

Исследуем симферопольские подземелья: заброшенное "метро", "Венеция" под Салгиром и бомбоубежища с сокровищами   фото 6

Путешествовать приходиться с фонариками: все системы обесточены, а рельсы так и норовят сделать "подножку" Фото: old.boushev.ru

Исследуем симферопольские подземелья: заброшенное "метро", "Венеция" под Салгиром и бомбоубежища с сокровищами   фото 7

Размеры тоннелей впечатляют: 2,5 метра в ширину и 3 метра в высоту

Исследуем симферопольские подземелья: заброшенное "метро", "Венеция" под Салгиром и бомбоубежища с сокровищами   фото 8

За бетонными заслонками в туннелях находятся резервуары с водой Фото: мтк

Исследуем симферопольские подземелья: заброшенное "метро", "Венеция" под Салгиром и бомбоубежища с сокровищами   фото 9

Когда-то в коллекторе работали десятки человек, шумел электровоз, ездили по рельсам шахтерские вагонетки Фото: old.boushev.ru

Исследуем симферопольские подземелья: заброшенное "метро", "Венеция" под Салгиром и бомбоубежища с сокровищами   фото 10

С потолков спускаются тонкие длинные сталактиты Фото: old.boushev.ru

В городе есть еще одно привлекательное сооружение под землей. Расположилось подземелье под территорией республиканской психиатрической больницей по улице Р. Люксембург. Одна ветка простирается под Салгиром к Гагаринскому парку, а другая ведет к железнодорожному вокзалу. Спуститься пытались туда пару десятилетий назад, но быстро оставили подземелье из-за странных и даже жутких ощущений – некоторые рабочие говорили о привидениях, обитающих в тоннелях. Историки утверждают, что эти ходы использовали еще во время Русско-Турецкой войны для осады и хранения провизии.

Город, история которого насчитывает несколько веков (еще до того, как он стал Симферополем), хранит в себе немало подземных тайн, большинство из которых так и остались для современных людей лишь отголосками прошлого.

Рассказ очевидца о самых интересных подземных объектах города:

Graf PND: "Мне лично довелось побывать только в четырех симферопольских "подземках". Не секрет, что их определенно больше, но отчасти из-за нехватки информации, отчасти из-за затрудненности доступа к подземным объектам, мой круг замкнулся именно на этих четырех.

Наименьший интерес, по моему мнению, занимают штольни в Луговом. На момент нашего посещения (примерно 2008-2009 год) они представляли собой два параллельных тоннеля, ведущих вглубь холма. Очевидно, задумывалось довольно масштабное сооружение, ввиду того, что у входа в тоннели имеется небольшое техническое помещение (предположительно для размещения вентиляционного фильтрующего оборудования), да и большая протяженность самих тоннелей наводит на мысль о том, что здесь строили весьма серьезный подземный объект. По состоянию на 2008-2009 год еще можно было заметить остатки того самого вентиляционного фильтрующего оборудования – едва ли такое будут устанавливать во время бурения двух тоннелей. Плюс к тому, если предположить, что данное сооружение строилось во время "холодной войны", имеет смысл предположить, что копалось это отнюдь не вручную. Тогда встает вопрос о том, как же строителям удалось демонтировать и извлечь на поверхность машины, которые делали проходку, ведь выходы наружу намного меньше диаметра самих тоннелей. Нельзя конечно отметать факт, что их просто раскурочили мародеры, порезали на металлолом прямо внутри и извлекли небольшими фрагментами.

Тоннели разные по протяженности: в том, что длиннее, в конце есть обложенный кафелем родник. С трудом верится, что после сворачивания прокладки тоннелей кому-то пришло в голову строить там родник и обкладывать его кафелем. Сами тоннели заканчиваются глухой стеной, и сложно определить однозначно, то ли это горная порода, то ли бетон. Во втором случае это дает еще больше поводов для размышления. Едва ли кому пришло в голову бетонировать поперечную стенку тоннеля, в котором прекращаются проходческие работы. И судя по многочисленным следам от ломов и прочего "ударного" инструмента в этих "заглушках", которыми заканчиваются тоннели, этот вопрос терзал довольно многих "посетителей", исследовавших эту подземку. Кто знает, даже если это и в самом деле бетонные заглушки, установленные для консервации объекта, наверное, к лучшему то, что пока ни у кого не хватило терпения их разобрать. Ведь как только доступ будет открыт – мародеры в считанные дни раскурочат и растащат абсолютно все, кроме бетонных стен. Так что если кому интересно просто побывать в новом месте, без претензии на какой-то интерес – луговские штольни именно Ваш вариант. Доступ туда ничем не затруднен, но и смотреть особо нечего.

Чуть большую ценность представляет городская подземная речка. Вход в эти "Пенаты" вы можете найти в районе медуниверситета, если будете идти против течения Салгира: прямо в бетонной стене на уровне воды Вы увидите два довольно больших круглых прохода. Скажу прямо – путешествие по подземной речке не для брезгливых, и уж тем более не для прихотливых к комфорту. Идти все время придется по воде, очень редко вам удастся разогнуть спину и стать в полный рост, а местами нужно передвигаться на корточках и на коленках. Не всех прельщает такая "романтика". Не исключено, что под ногами текут сточные канализационные воды, хотя за две вылазки явных тому доказательств, к счастью, обнаружено не было. Будьте готовы встретить здоровенных крыс. Не скажу, что ими там кишмя кишит, но место для них более чем благоприятное, так как вода несет очень много разного мусора (об этом тоже, брезгливые товарищи, помните, прежде чем отправитесь исследовать симферопольскую "Венецию"). Но есть и положительные моменты: во-первых, достаточно большая протяженность. За две вылазки туда, у меня так и не хватило терпения дойти до конца, а это уже о чем-то говорит. Правда, местами речка выходит на поверхность, и вам придется идти по бетонному желобу, но воспринимайте это как приятный бонус вашей затекшей спине и шее. И второй аргумент в пользу ценности – это то, что местами под землей можно наткнуться на старую каменную кладку сводов, и если у вас не совсем туго с фантазией – вам обязательно такая прогулка придется по душе.

Законсервированный когда-то штаб гражданской обороны на ул. Воровского представляет собой наземные административные постройки и выдолбленные в скале бомбоубежища. На тот момент, когда я посетил впервые это место, оно, пожалуй, было одним из самых колоритных, кои только можно представить. Масса оборудования, генераторы, помпы, фильтры, дезактиваторы, противогазы, на стенах всевозможные схемы, чертежи, планы и много-много разнопланового всякого оборонительного стаффа советских времен. Попасть в бомбоубежища можно было с главного входа (если Вы работник штаба). Но можно было пройти и через один из законсервированных вспомогательных входов, который находился за территорией админчасти штаба. Нас встретили многотонные гермодвери, множество переходов, галерей, служебные помещения с еще не разворованным оборудованием, плюс дичайший адреналин, ведь знаешь, что объект действующий, и можно совершенно реально огрести "по ушам", если тебя засекут охранники. К счастью никаких систем сигнализации там не было, и наши вылазки остались без последствий. Но нет добра без худа... судя по отзывам ребят, недавно посещавших подземку штаба, там демонтировано и вывезено абсолютно все – остались голые стены. Кое-где, правда, проступают остатки духа старого "бомбарика": обрывок почти сгнившего агитплаката или какой-нибудь массивный механизм, который пока не поддался ни времени, ни мародерам. Но это лишь эпизодические проблески. Смотреть там больше не на что.

И наконец, завершает список подземная коммуникативная система – огромные коллекторные колодцы и тоннели, соединяющие их. Насколько мне известно, возводился комплекс в 80-е годы для прокладки всевозможных коммуникаций. Слухи о том, что в Симферополе когда-то строили метро, к сожалению, мифичны. Главной ценностью этого объекта являются масштабы и относительная "цивильность". Тут нет сточных вод, мусора, крыс, охранников, к тому же кругом бетон, хотя в помещениях довольно сыро и влажно. Правда, в одном из тоннелей или пол не добетонировали, или водой намыло, но вам придется пройтись метров сто по щиколотку в вязкой глине.

Кроме всего прочего, внутри есть  рельсы и вагонетка, на которой можно лихо погонять. Это если еще не растащили на металлолом и рельсы, и вагонетку... Еще в одном из тоннелей стоял странного вида агрегат на рельсах, чем-то напоминающий паровоз (возможно, это и был какой-то локомотив на электротяге). Попасть туда проще всего было через коллектор на перекрестке ул. Ленина и ул. Воровского, но потом эту "лавочку" кто-то прикрыл, и железный люк забетонировали. Еще один вход есть в конце сквера им. Ленина. Там есть огороженная территория, на которой раньше было множество массивных железных агрегатов, непонятных металлоконструкций и вышка. Но потом как-то этого всего не стало, а территория надежно охраняется, так что вряд ли вам удастся договориться с охранником о такой "экскурсии".

Это чат – пиши и читай 👇
Ого! ты доскролил до нашего чатбота 😏
Теперь у тебя есть возможность настроить его под себя и узнавать важный контент первым, чтобы рассказывать друзьям
Только почта, только хардкор 🤘
Мы в соцсетях