Крымский журналист пишет продолжение "Обитаемого Острова" Стругацких

Максим работает в проекте «Обитаемый остров». Фото Кирилла Стельмаха

Максим работает в проекте «Обитаемый остров». Фото Кирилла Стельмаха

Досуг и еда
18 ноября 2011 13:22

Максим Хорсун родился в 1980 году в Симферополе. В его семье фантастику любили все. Вместо сказок на ночь будущему писателю пересказывали Стругацких, Ефремова, Мартынова, читали Уэллса и Конан Дойла.

- Лет в 12 я посмотрел "Звездные войны", примерно в то же время прочитал Эдмонда Гамильтона "Звездные короли", и потерял голову окончательно. Во время "переводного бума" зачитывался англо-американской фантастикой, с тех пор у меня осталось стойкое уважение к работам Пола Андерсона и Джека Вэнса, сегодня я считаю, что творчество именно этих двух выдающихся фантастов помогло мне сформировать собственный писательский стиль, - рассказал Максим. - Русскую фантастику открыл для себя заново уже после окончания института, по образованию я — журналист. На волне фильма "Властелин колец" стал читать Перумова, от Перумова перешел к Лукьяненко и Васильеву, увлекся книгами братьев Стругацких.

Рассказы Максим начал писать в старших классах, в студенческие годы он продолжил пробы пера. В 20 лет он написал рассказ "Печать Каина".

- Этой коротенькой вещи в духе Пелевина пришлось ждать 6 лет, прежде чем она увидела свет в московском фэнзине "Безымянная звезда". Таким был мой дебют, - вспоминает журналист. - Писать более или менее регулярно стал для интернетовских конкурсов. Хоть призовых мест я не занимал, но выступал достойно. Главное, обзавелся знакомствами, и вскоре начались публикации на бумаге. 

Книжный дебют Максима состоялся в 2009 году. Роман "Ушелец" вырос из рассказа, опубликованного в альманахе "Полдень, 21 век" и фэнзине "Шалтай-Болтай". Впоследствии, роман был отмечен наградой "Бронзовый кадуцей" в номинации "Лучшая дебютная книга" на фестивале "Звездный мост — 2010". В 2010 году вышли две книги — "Рождение Юпитера" и "Солдаты далекой империи". А в 2011 – три: "Ржавые земли", "Отдел "Массаракш"" (в соавторстве с Антоном Первушиным и Игорем Минаковым) и "Егерь. Девушка с Земли" (в соавторстве с Игорем Минаковым). 

    
  
 
  В  соавторстве с Антоном Первушиным и Игорем Минаковым написал "Отдел Массаракш" 
    

Оказывается, у писателей-фантастов существует много проблем, и одна из наиболее болезненных -  это сетевое пиратство. Максим рассказал корреспонденту "В городе", что беспокоит нынешних авторов и что может произойти с цивилизацией через несколько лет. 

- Книжный рынок переживает сейчас не лучшие времена, падают продажи, и как следствие – уменьшаются тиражи и гонорары авторов. Суть проблемы проста: любая книжная  новинка становится доступной для бесплатного скачивания через месяц после выхода в свет.  Например, некоторые мои книги, изданные тиражом в три тысячи экземпляров, скачивают с пиратских ресурсов: нелегальных библиотек, торрентов, файлообменников. Я смотрю статистику и вижу, что с одного сайта было 10 тысяч скачиваний, с другого – 8 и т.д. Грубо говоря, все эти люди меня ограбили. 

Тут надо помнить, что компьютеры сами по себе не являются таким уж надежными носителями информации, как, к примеру, книги. Если случится катастрофа глобального масштаба, и существующая энергосистема падет, мы останемся без компьютеров, без интернета и, соответственно, без книг, почти угробленных сегодня из-за сетевого беспредела. Восстанавливать цивилизацию будет не с чего, т.к. все давно отсканировано и переведено в электронный формат для чтения на цифровых устройствах. Топовые писатели России встречались недавно с В. Путиным и жаловались на разгул пиратства, но вряд ли эта проблема будет решена в обозримом будущем. 

    
  
 
  Максим воюет с сетевым пиратством. Фото Кирилла Стельмаха 
    

- В 90-х годах русской фантастики на рынке было очень мало, и каждая новая книга издавалась большим тиражом – до ста тысяч, поскольку спрос был бешенным, люди хотели читать фантастику, они еще не успели насытиться ею. Сейчас же каждый год дебютируют примерно 150 человек! Т.е. появляются 150 новых писателей-фантастов! В данный момент русскоязычная фантастика представляет собой котел, который перегрелся и вот-вот взорвется. Люди, которые покупают фантастические романы "на бумаге", давно потерялись в хаосе глянцевых обложек. Известные писатели - Лукьяненко, Перумов, Головачев, Никитин и др. – обзавелись армией клонов. И нам, авторам так называемой "седьмой волны", навязаны довольно жесткие правила игры. Мы не можем писать, что хотим и так, как хотим, мы обязаны ориентироваться на издательские форматы, либо хитро мимикрировать. 

"В городе" стало интересно, какой рабочий график у писателя и как формируется фантастический роман:

- Я работаю сейчас с 10 утра и до 11 часов вечера, с перерывами на кофе и обед. За компьютером нахожусь практически весь день. Я либо пишу, либо, как сейчас, вычитываю черновой материал. Начало романа пишется легко, концовка, в принципе, тоже,  а вот над серединой работать тяжелее всего. То, что получается в результате, нередко очень далёко от первоначального замысла. В процессе работы над романом натыкаешься на новые сюжетные возможности, а персонажи обретают вдруг свободу воли.  Когда мир выстроен, ты начинаешь ощущать его внутреннюю логику, противоречить которой бессмысленно. И иногда очень, очень тяжело спасти главного героя, который по всем правилам должен быть уничтожен или врагами, или обстоятельствами. 

Я интересуюсь наукой как любитель. Читаю новости астрономии, физики, биологии. Дискутирую с коллегами, более подкованными в этом отношении. Например, я дружу с Антоном Первушиным, который является признанным экспертом в области истории и теории космонавтики. Кстати, научные теории, которые я высказываю в своих книгах, ни в коем случае нельзя принимать на веру. Моя задача – ставить вопросы, а не давать ответы. Моя задача – заинтересовать людей проблемой, а не подсунуть верный рецепт. 

    
  
 
  На отдыхе с Антоном Первушиным. Фото из личного архива Максима 
    

"В городе" спросил у Максима, как он стал дописывать знаменитую повесть "Обитаемый остров", по которой Федор Бондарчук снял одноименный фильм.

-  Работать над романом в рамках проекта "Обитаемый остров" мне предложил Антон Первушин – друг и ученик Бориса Стругацкого. У Антона уже была готова интересная, но сложная концепция романа. Изначально речь шла о соавторстве. Книгу писали три автора – я, Первушин и наш общий московский друг - писатель и редактор Игорь Минаков. Роман, получивший название "Отдел "Массаракш"", был написан и сдан в издательство в течение 45 дней. Работали над ним и днями, и ночами. В книге речь идет об особом отделе, который расследует деятельность инопланетян на Саракше. Что-то вроде "Секретных материалов", но в мире "Обитаемого острова". Главный герой – шестипалый мутант. Преодолев многочисленные трудности и препятствия, он становится сотрудником этого самого Отдела "Массаракш".   

    
  
 
  Кадр из фильма Бондарчука "Обитаемый остров". Фото kinopark.net 
    

По словам Максима, роман получился увлекательным и одновременно серьезным. В продаже он появился в июне этого года, и пользуется успехом у читателей. 

На данный момент Максим занимается вычиткой нового романа,  написанного в соавторстве с Игорем Минаковым, но о сюжете очередной книги пока не говорит ни слова. Всего крымчанин написал семь фантастических романов и около десятка рассказов, вышедших в различных журналах и межавторских сборниках.

- Творческих планов – уйма. Мы, авторы седьмой волны, находимся в положении людей, пытающихся запрыгнуть в последний вагон. Нужно многое успеть сделать, пока книжный рынок еще существует. Меня и моих соавторов снова позвали в проект "Обитаемый остров", читатели ждут продолжения "Отдела "Массаракш". Уже есть определенные договоренности с координатором проекта, ждите новый роман!


Максим играет на электрогитаре и пишет музыку, это его хобби. У него есть прекрасная восьмилетняя дочь Маргарита, которая, как и папа, обожает читать книги. Девочка увлекается творчеством Астрид Линдгрен и Кира Булычева.

- Маргарита любит книги, много фантазирует, но пойдет ли по моим стопам – пока не знаю. Иногда она говорит, что хотела бы писать детские книги и фэнтези, но я в ее годы уже имел несколько тетрадок со стишками своего сочинения и с недописанными рассказами, а она - еще нет, - поделился Максим. – Но у Маргариты много других талантов из тех, которыми я никогда не обладал.  

    
  
 
  Писатель с дочкой Маргаритой. Фото из личного архива Максима 
    

Это чат – пиши и читай 👇
Ого! ты доскролил до нашего чатбота 😏
Теперь у тебя есть возможность настроить его под себя и узнавать важный контент первым, чтобы рассказывать друзьям
Только почта, только хардкор 🤘
Мы в соцсетях