Неизведанный Крым: история железной дороги и самые старые дома Симферополя

Неизведанный Крым: история железной дороги и самые старые дома Симферополя

Фото http://simf.forum.reklama-crimea.com/

Официально отсчет симферопольской истории идет с 1784 года, но эту дату основания оспаривают до сих пор. В районе Петровской балки можно найти развалины Неаполя Скифского, появившегося еще в III веке до нашей эры, а до потемкинского губернского города со времен Крымского ханства тут уже был городок Акмесджит.


Самые старые дома Симферополя

Самые старые дома крымсокй столицы находятся на улице Воровского (№ 29 - 59) и Киевской (№ 24).

В связи с присоединением Крыма к России 7 (18) февраля 1784 года Потемкин подал Екатерине II проект административного устройства области, центром которой должен был стать новый город, названный, по предложению ученого и священнослужителя Евгения Булгариса, Симферополем. 8 (19) февраля императрица подписала Указ "Об административном устройстве Таврической области", а 24 апреля (5 мая) выделила на ее управление и строительство городов деньги. Ордером от 4 (15) июня Г. А. Потемкин указал правителю новой области В. В. Коховскому "поспешить построением нужных зданий в городах областном и уездных" и направил для строительных работ солдат, а ордером от 28 июня (9 июля) повелел "осмотреть и распорядить, откуда поблизости возить камень для строения у Ак-Мечети губернского города".

Солдаты быстро нашли такое место: на развалинах Неаполя Скифского было еще немало тесаного камня. Из этого строительного материала летом 1784 года они возвели себе дома, часть которых сохранилась почти в первоначальном виде до наших дней. В рапорте от 28 октября (8 ноября) 1784 года смотритель поселения капитан Вятского пехотного полка Петр Ванников сообщал: "Близ сего города Ак-Мечети построено поселенными солдатами двадцать мазанок, в которых они жить будут..." К весне 1785 года в слободе проживало около 500 бывших солдат. "Солдатская слобода" скоро была названа Петровской. Со временем она выросла в село Подгорное-Петровское, которое по постановлению губернского правления 30 апреля (12 мая) 1865 года было присоединено к Симферополю.

Дом на Киевской, 24. Фото http://stolica.crimea.ua/

Дом № 24 по улице Киевской построен в 1784 - 1786 годах крепостными крестьянами для поручика русской армии В. А. Шепинга. Одноэтажное здание с мезонином, крытое черепицей, - классический пример барского дома конца XVIII века - сохранилось до наших дней. Последующие перестройки и ремонты частично изменили внешний вид усадьбы. В 1787 году эту загородную тогда усадьбу купил член Таврического областного правления Г. И. Беляев, а в 1820 году - знаменитый врач Федор Карлович Мильгаузен (1775 - 1853). Один из главных медицинских специалистов русской армии, он переехал в Крым по болезни.

К числу первых зданий Симферополя относился и путевой дворец Екатерины II, сооружение которого было завершено осенью 1786 года. Он располагался на месте нынешнего железнодорожного техникума (улица Р. Люксембург, 15).

В начале современной улицы Желябова находился дом вице-губернатора (сейчас здесь расположено здание под № 1). На месте домов № 14, 16, 17, 19 по улице Р. Люксембург и № 2, 4, 5 по Желябова разместились присутственные здания. Но все они ввиду крайней спешки при возведении оказались недолговечными, к 1829 году пришли в ветхость и были перестроены. Путевой дворец Екатерины II был разобран. На старом фундаменте построили новое двухэтажное здание, в котором разместилась канцелярия Таврического губернатора, действовавшая до 1918 года. В январе - апреле 1918 года здесь работал Совнарком Республики Тавриды, в апреле -июне 1919 года - органы власти Крымской Советской Социалистической Республики, в 1920 - 1921 годах - Крымский Совнархоз. В советский период здание было перестроено в трехэтажное.

Современный железнодорожный техникум. Фото crimeanblog.blogspot.com


Железная дорога и трамваи

В 1871 году началось строительство Лозово-Севастопольской железной дороги, а 14 октября 1874 года в Симферополь пришел первый пассажирский поезд. С этого времени в городе начинают появляться крупные промышленные предприятия: филиал московской конфетной фабрики "Эйнем", фабрика А.И. Абрикосова, их продукцией были фруктовые консервы, повидла, желе, благо сырья - ягод и фруктов - хватало, Симферополь окружали фруктовые сады.

В Симферополе находилась и крупнейшая виноторговая фирма "Г.Н. Христофоров и К°", работали электростанции и трамвайное депо. Позже появились табачные фабрики и в 1916 году авиационный завод "Анатра". В революционные годы рабочие этих предприятий и железной дороги не раз участвовали в политических и экономических забастовках. В городе во время первой мировой войны был даже сооружен аэропланосборочный завод "Испано-Суиза".

Фабрика товарищества А.И. Абрикосова сыновей в Симферополе. Фото с сайта http://abrikosov-sons.ru

Фото http://poluostrov-krym.com/

Помимо промышленных предприятий здесь появляются банки, биржи, торговые фирмы и магазины. Торговля, в том числе международная, становится основой городской экономики. Оборот торгового капитала в 10 раз превышал промышленный.

Строятся гостиницы (к началу XX века их было 15), театры, первые кинотеатры, основываются учебные заведения и библиотеки, открываются больницы.

Городской сад. Симферополь. Старинное фотоПамятник Екатерине II. Симферополь. Старинное фото Симферопольский базар. Старинное фото

Фото http://poluostrov-krym.com/

На правобережье Салгира в начале XX века на месте дачного пригорода Султанский луг возник новый район, т. н. "Заречье" (бульвар Франко, улицы Тургенева, Тренева, Шмидта). Возводившиеся здесь особняки, окруженные зеленью садов и декоративных деревьев, отличались от зданий "европейского" города более свободной и оригинальной архитектурой. Многие из них сохранились и сегодня.

Северная часть Симферополя. Старинное фотоСтарая часть Симферополя. Общий вид. Старинное фотоВокзал Симферополя. Старинное фото

Фото http://poluostrov-krym.com/

Крупнейшим событием в истории Симферополя стал пуск в 1914 году первой линии трамвая. С ним пришло электрическое освещение улиц, мощение проезжей части. Трамвай просуществовал в Симферополе до начала 70-х годов, и сегодня о нем напоминают только сохранившиеся опоры контактной сети и экспонаты музея в троллейбусном управлении.

По материалам http://www.planetakrim.com/, http://poluostrov-krym.com/

СМОТРИ ЕЩЕ:

Накормят и станцуют: в Симферополе пройдет фестиваль армянcкой культуры

Амнистии не будет: в Симферополе снесут две постройки в районе Старого города

Можно ехать: после трех дней простоя Керченская переправа снова работает