Грузовой троллейбус. Фото: Крымский блог
НАПОМНИМ, История троллейбуса в Крыму: как строили линию Симферополь – Ялта [Часть I]
"Рогатые" грузовики
Помогите журналистам Vgorode.ua делать свою работу. Поддержите финансово >>> ❤На ранних этапах своего функционирования трасса "Симферополь — Ялта" использовалась не только для пассажирского сообщения, но и для грузового. С одной стороны, уже тогда вставала экологическая проблема, с другой — необходимо было полностью загрузить оборудование тяговых подстанций. Занимались такие транспортные средства и внутригородскими перевозками. С 1960 по 1963 гг. на Сокольническом вагоноремонтном заводе в Москве изготовлялись грузовые троллейбусы ТГ-1, ТГ-3 и ТГ-5, обладавшие возможностью автономного хода.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: История троллейбуса в Крыму: как "симферопольские головки" добрались до Сан-Франциско [Часть II]
1963 г. Грузовой троллейбус на шасси КрАЗа № 003 следует в Ялту
10 таких машин прибыли в Крым в конце 1965 года и образовали грузовую колонну. На первых порах их эксплуатация проходила сложно. При движении одного такого грузовика из Симферополя в направлении Южного берега, на спуске с Ангарского перевала произошло самопроизвольное отключение тягового электродвигателя от заднего моста.
Это сделало невозможным электрическое торможение, а применять ножной пневматический тормоз, как известно каждому шофёру, на затяжном спуске нельзя. В результате грузовой троллейбус оказался в кювете, но, благодаря высокому профессионализму водителя Николая Иванова, обошлось без человеческих жертв и повреждений самой машины и её груза.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: История троллейбуса в Крыму: по улицам ездили "юмзики" и "кучмы", а "Шкоды" меняли "кожу" [Часть III]
Впоследствии на трассу выходили также грузовой троллейбус ДТУ-10 на базе автомобиля КрАЗ-219 (бортовой номер 003) и 18 машин типа КТГ производства КЗЭТ. Перевозки грузов "Крымтроллейбусом" прекратились по экономическим и техническим причинам. Основной поток товаров шёл из Симферополя на курорты ЮБК. В обратном направлении грузопоток отсутствовал, и машины возвращались порожняком, что было невыгодно предприятию. Кроме того, с определённого момента интервалы движения пассажирских троллейбусов в летний сезон сократились до 2–3 минут, и тяговые подстанции начали работать с полной нагрузкой, не оставлявшей возможности для движения грузовых машин.
Эксперимент не удался. Грузовые троллейбусы перед порезкой (28 ноября 2010 года)
Заслон для Андропова
Серьёзной проблемой для транспортников стала роль полуострова как зоны VIP-рекреации. В дни перемещений высокопоставленных лиц всё руководство троллейбусного предприятия находилось на трассе и следило за тем, чтобы в салонах были закрыты окна с левой стороны по ходу движения, а пассажиры не высовывались и не выбрасывали посторонние предметы. Автомобильный транспорт сгонялся работниками ДПС с шоссе на примыкающие дороги, а троллейбусы продолжали движение до последних минут и лишь перед непосредственным проездом кортежа прижимались к обочинам.
Факт наличия на трассе в момент "мероприятия" троллейбусов однажды как нельзя кстати пригодился работникам правоохранительных органов.
Из Симферополя в Ялту следовал известный советский политик Юрий Андропов. Движение транспорта, кроме общественного, было перекрыто. Когда высокий гость уже миновал Алуштинский автовокзал, в районе Малого Маяка на основную дорогу выехал автомобиль "Жигули" ВАЗ-2106, за рулём которого находился работник местной милиции, а сзади — спортсмены-борцы, спешившие в симферопольский аэропорт. По одной версии, они были членами команды МВД, по другой — просто друзьями хозяина машины. Как бы там ни было, "шестёрка" проигнорировала запрещающий сигнал регулировщика и устремилась навстречу кортежу.
Тогда на милицейской радиоволне прозвучала команда:
— Внимание на линии! Я "20-й" (позывной командира спецотряда сопровождения), приказываю: нарушителя — таранить!
Двигавшаяся с большим отрывом от основной колонны "сигнальная" "дублёрка" (автомобиль "волга" ГАЗ-2424 с АКП и специальным двигателем) резко сместилась влево и пошла в атаку.
От соударения вазовская "шестёрка" опрокинулась, а "сигнальное" авто развернуло, и оно стало на обочине. По одной версии, в "вазе" осталось два трупа, по другой — только один, а остальные пассажиры получили тяжёлые телесные повреждения. Пострадали также и работники отряда спецсопровождения. Между тем приближение основной группы автомобилей, в одном из которых находился политик, было делом нескольких минут, если не секунд.
Дорога возле Малого Маяка. На этом месте работники сопровождения Юрия Андропова пошли на таран, последствия которого пришлось отгораживать троллейбусами.
К месту аварии уже стремглав бежали работники милиции и органов КГБ, до этого прятавшиеся в придорожной растительности. Они, естественно, были озабочены не помощью пострадавшим, а сокрытием случившегося от "высочайших" глаз. Помятая "Волга" спецсопровождения и так стояла на обочине. Перевёрнутые "Жигули", не обращая внимания на крики искалеченных, несколько оперативников поставили на колёса и на руках откатили туда же. Теперь встала задача замаскировать изуродованные машины. И тут взгляды сотрудников милиции обратились на троллейбусы, грустно замершие на обочине в ожидании проезда высокого гостя. Их водителям приказали протянуть вперёд и встать один за другим. Три или четыре "Шкоды" образовали "железную стену", отгородившую последствия ДТП от взглядов пассажиров кортежа. Как только последний "рогатый" занял отведённую позицию, тут же из-за поворота вылетела основная группа правительственных авто, и ничего, кроме стоящих троллейбусов, большой начальник не увидел.
А поскольку сопровождающим машинам приказали включить на полную громкость сирены, Андропов не услышал и криков раненых.
Принято считать, что этот инцидент случился 1 сентября 1983 года, в славный день, ознаменованный также уничтожением корейского самолёта. Однако на самом деле он произошёл годом раньше, когда "наш дорогой Юрий Владимирович" ещё не был первым руководителем СССР, а занимал лишь неофициальный пост "второго секретаря" ЦК КПСС, то есть непосредственного заместителя Леонида Брежнева.
Как бы там ни было, вечером того же дня, несмотря на полную информационную блокаду в советских СМИ, о "ЧП" красочно поведали зарубежные "радиоголоса".
Нередко полагают, что "утечку" дал кто-то из сотрудников милиции или КГБ, но информатором "вражеского" радио в принципе мог стать любой из пассажиров троллейбусов, использовавшихся в роли "заслона".
Источник: Крымский блог. Автор: Дмитрий Синица