История троллейбуса в Крыму: по улицам ездили  юмзики  и  кучмы , а  Шкоды  меняли  кожу

История троллейбуса в Крыму: по улицам ездили "юмзики" и "кучмы", а "Шкоды" меняли "кожу"

Памятник троллейбусу на Ангарском перевале. Фото: provse.crimea.ua

НАПОМНИМ, История троллейбуса в Крыму: как строили линию Симферополь – Ялта [Часть I]

В 1993 году в Крыму начались попытки перехода на новые модели троллейбусов.

К этому времени Южный машиностроительный завод (ЮМЗ), что в Днепропетровске, где ранее изготовляли военно-космическую технику, подвергся конверсии и был переориентирован на производство троллейбусов. Поскольку в прошлом директором предприятия работал Леонид Кучма, впоследствии премьер-министр, а затем и президент нашей страны, то днепропетровские троллейбусы в народе называли "Кучмами".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: История троллейбуса в Крыму: как "симферопольские головки" добрались до Сан-Франциско [Часть II] 

Летом 1993 года поступили новые сочленённые машины ЮМЗ Т1 №№ 4050 и 4051, которые работали на 10-м маршруте, хотя и не каждый день. По мнению водителей, до уровня "Шкод" 15 Tr (№№ 4000?–?4005) им было далеко. Однако это был как раз тот случай, когда действовала поговорка "на безрыбье и рак рыба". Ждали дальнейшего поступления новых "Кучм"...

Троллейбус "Кучма" № 4153 выжил в Симферополе только потому, что он одинарный. Его сочленённые собратья давно отправились в "страну счастливой охоты", так как никто не хотел садиться за их баранку. Впрочем, судя по разрыву в нумерации, планировалась передача из Ялты и/или Алушты ещё двух машин, которые, однако, до Симферополя так и не доехали.

Между тем, обвинять во всём "Южмаш" несправедливо: его техника была совсем другого ценового уровня, стоя в разы дешевле, чем "Шкоды". Соответственно, ожидать от них высокого, "шкодовского" уровня, надёжности и долговечности было бы наивно. Вместе с тем, при желании, ЮМЗ, по крайней мере, на городских маршрутах, успешно эксплуатируется во многих городах нашей страны (Херсон, Харьков, Полтава ...). Но там на них переходили с ЗИУ, которые были примерно такими же по качеству. Симферополь же был избалован "Шкодами", и пересаживаться на "Кучмы" водители не жаждали...

Осенью 1994 года появились три Т1 "второго призыва": 4100, 4101 и 4102. Они оказались намного лучше своих предшественников: за год производитель кое-что улучшил в своей продукции. Водители двух первых "юмзиков" немедленно перешли на новые, усовершенствованные машины. Третьего переучили со "Шкоды".

Потеряв постоянных "хозяев", 4050 и 4051 превратились в машины сугубо резервные. Их выпускали на линию только в случае поломки одной из "Шкод" 15Tr или "юмзиков" второго поколения. Таким образом, первые машины днепропетровского производства большую часть времени стояли "под забором", и с них постепенно снимали запчасти...

Весной 1995 года пришла "третья волна" Т1: №№ 2250, 2251, 2252. К ним начали постепенно "приучать" водителей... и приучили бы, да в 1996 году разразился очередной экономический кризис, и денег, как оказалось, не хватило даже на "бюджетные" машины... Новых поступлений "Кучм" не последовало. Водители под разными предлогами стали возвращаться на горячо любимые ими "трёхпедальные" "Шкоды". Лишь в 2003 году Симферополь приобрёл новый ЮМЗ модели Т2 (одинарный) № 4150, а в 2009-м — получил подержанный из Ялты, ставший у нас 4153. Только эти два одинарных троллейбуса днепропетровского производства и остались в эксплуатации, а их сочленённые собратья — безжалостно порезаны, а один сгорел.

ЗИУ: Второе пришествие

В 1994 году состоялось и "второе пришествие" в Симферополь "ЗИУ", на сей раз тоже сугубо городских, "гармошек". Попали они в столицу Крыма весьма причудливым путём...

На южной окраине города (улица Балаклавская, 68) находился завод "Пневматика", который в числе прочей продукции производил пневматическое оборудование для троллейбусов. Только не подумайте, пожалуйста, что он работал по заказам "Крымтроллейбуса", изготовляя запчасти для "Шкод"! Нет, вы не понимаете всей прогрессивности плановой социалистической экономики! Запчасти для "Крымтроллейбуса" производили предприятия, расположенные в противоположных концах СССР, а симферопольская "Пневматика" делала комплектующие для далёкого предприятия в Энгельсе Саратовской области.

В свою очередь, завод пользовался водой, канализацией, теплоснабжением от города и рассчитывался с ним за коммунальные услуги...

Пока существовал СССР, всё шло как по маслу. Но в "лихие 90-е годы" наступил "кризис неплатежей". У российских производителей троллейбусов не оказалось денег, чтобы заплатить за поставку симферопольских комплектующих, а у самого крымского завода — средств на коммунальные платежи. И тогда в чьей-то умной голове родилась идея бартера. ЗИУ рассчитался с "Пневматикой" тремя "гармошками", а та их передала городу в погашение коммунального долга.

Так в нашем парке появились три единицы ЗИУ-6205 №№ 2200?–?2202. В свете сказанного выше о ЮМЗ, предсказать их судьбу было несложно. Как говорится, "в общем, все умерли".

Последние дни работы подарка "Пневматики" № 2200 на линии (конечная остановка "7-я больница")

После ЮМЗ и ЗИУ симферопольский троллейбус въехал в полосу неудач. Если в городах Западной Украины руководители транспортных предприятий после прекращения централизованных поставок стали обновлять подвижной состав путём закупки "Шкод" second hand (по украинским меркам, вполне работоспособных) в восточноевропейских странах, то наши "ждали у моря погоды".

Только змеи сбрасывают кожи?... Нет, ещё и троллейбусы!

Правда, ещё в 2004 году, при правлении крайне спорного и противоречивого "генерала" — генерального директора "Крымтроллейбуса" Владимира Турченкова, было найдено компромиссное решение — капитально-восстановительный ремонт на мощной ремонтной базе предприятия старых добрых чешских машин 14Tr.

Тем более что завод "Шкода" в городе Остров-на-Огрже на тот момент уже не функционировал, и существовала возможность приобретения накопившихся там запчастей буквально по цене металлолома...

Троллейбус фактически "раздевался" до каркаса, на который навешивались новые детали.

Поэт Николай Гумилёв писал: "Только змеи сбрасывают кожи...". Нет, не только! Ещё и троллейбусы... Стоимость такого ремонта составляла всего 200-300 тысяч гривен, в то время как покупка новой машины (тогда это мог быть только ЮМЗ) стоила в 2-3 раза больше. Между тем, "реанимированный" троллейбус почти не отличался по своему качеству от нового...

Капитально отремонтированный троллейбус 14Tr 1987 года выпуска № 2005 цвета Крымского флага (11 января 2007 года). Обратите внимание на ЭМУ — электронные маршрутные указатели — и новые опоясывающие габаритные огни. В салоне также установлены новые мягкие сиденья с высокими спинками…

Однако начался такой rebuilt уже не при Турченкове, а при его преемниках. Отреставрированные машины были покрашены в цвета республиканского флага Крыма и выглядели великолепно. По нашим данным, реконструкции подверглись 5 симферопольских машин и ещё несколько алуштинских.

Первым делом самолёты?

Однако уже весной 2007 года программа КВР начала сворачиваться, так как в городе стали появляться не отремонтированные, а совершено новые машины. Ими оказались три "гармошки" "Киев-12.03" с номерами 4200?–?4202. Они, как и "юмзик", тоже были детищами конверсии завода ВПК, но другого — "Авианта", и более удачными. На них стояло аутентичное чешское электрооборудование, что позволило наконец-то вернуться к трём педалям, а кузов изготовлялся из авиационных сплавов, делавших его лёгким и почти вечным.

Троллейбус Киев-12.03 "Симферопольський". Первый день работы новой машины № 4200 на линии (9 апреля 2007 года)

Хотя симферопольские троллейбусники всё равно кривились ("Это не Шкода!"), машина пользовалась определённым успехом.

На беду, у руководства "Авианта" случился конфликт с основным заказчиком — тогдашней Киевской городской государственной администрацией — и она нашла других поставщиков. Работать только для такого сравнительно небольшого города, как Симферополь, для авиастроителей оказалось невыгодным, и они разобрали линию по сборке троллейбусов, вернувшись к своей традиционной продукции...

А когда конфликт с КГГА был исчерпан, вышли законодательные акты, по которым за счёт государственного и местного бюджета можно покупать только низкопольную технику. Созданный по образу и подобию старой доброй "Шкоды", "киевлянин" под это определение никак не подходил, и один из лучших украинских троллейбусов так и остался в нашем городе всего в трёх экземплярах.

Привет от "Батьки"

Первые "низкопольники" появились в Симферополе в 2008 году. Ими оказались 5 машин производства минского завода "Белкоммунмаш" БКМ 32102 (бортовые номера 4210-4214). Их разгрузка на станции "Симферополь — грузовой" (бывшая Битумная) привлекла внимание множества фанатов городского транспорта со всего Крыма и из-за его пределов.

Белорусские "низкопольники" перед разгрузкой на станции "Битумная" (21 июня 2008 г.)

Основной проблемой "белорусов" стали панорамные лобовые стёкла, легко разбивающиеся при самом незначительном ДТП. Поскольку надёжные хозяйственные связи Крыма с Беларусью, к сожалению, до сих пор не налажены, а местная промышленность таких стёкол производить не может, четыре из пяти БКМ уже ходит с ветровыми стёклами от старых машин. Поскольку они гораздо меньше по размерам, недостающую площадь заваривают железом. Это явление получило среди водителей и фанатов троллейбуса название "бронеморды".

Революция!

В 2009 г. отечественный низкопольный троллейбус "Богдан" (№ 210) успешно прошёл испытания на улицах Симферополя. Тогда опробовался экземпляр "короткой" версии Т60111.

Редкий снимок. Первое явление "Богдана" (№ 210) в Симферополе. 26 июня 2009 года испытывается троллейбус "короткой" версии Т60111 (маршрут 3, конечная остановка "Балаклавский рынок").

Впоследствии машина обкатала ещё несколько украинских городов и окончательно осела в Луганске под № 113, а в Симферополь пришли её более длинные "собратья" Т70110 и Т80110.

"Коротышки" же попали в Ялту, но уже не в салатно-зелёных, а в бело-синих цветах. Такой же цвет, впрочем, получили и крымские "Богданы" других модификаций.

И со следующего года, наконец-то, началась массовая замена надёжных, но изношенных "Шкод" на новую технику. Всего "Крымтроллейбус" получил 52 "Богдана" модели Т70110 (из них 50 в Симферополе), 30 единиц Т70115 (12 в Симферополе), 19 единиц Т60111 (все в Ялте) и 2 штуки Т80110 (все симферопольские).

Источник: Крымский блог.  Автор: Дмитрий Синица