Старый город  на месте кладбища и  похотливый  дом: городские легенды Симферополя

"Старый город" на месте кладбища и "похотливый" дом: городские легенды Симферополя

Легенды Симферополя. Фото: krim.biz.ua

"Отрезанный" вождь

Легенда об "отрезанном" памятнике Сталину, пожалуй, одна из самых популярных. Даже некоторые экскурсоводы уверяют, что на скамейке с Лениным "до 1953 года сидел (или стоял рядом) Сталин". На самом деле до начала шестидесятых годов на месте памятника в начале бульвара Ленина (так его назвали в мае 1924-го, через четыре месяца после смерти создателя Советского государства) росли цветы. В 65-м появился нынешний памятник. Его авторы - скульпторы Нина Петрова и Владимир Петренко. Дочь Нины Петровны Анна вспоминала мамины слова: "В Крым приезжают отдохнуть и поправить здоровье, вот и Владимир Ильич отдыхает".

Однако легенда родилась не на пустом месте. После Великой Отечественной в Симферополе появились два памятника, где Ленин и Сталин были вместе. Первый - в Пионерском саду (нынешний сквер Победы): Ленин и Сталин сидели на скамье и беседовали. Второй - за кинотеатром "Симферополь" (парк культуры и отдыха): Ленин сидел на скамье, Сталин стоял рядом. Оба памятника исчезли в ноябре 1961 года, когда на XXII съезде КПСС решили усилить борьбу с "культом личности". А вскоре сидящий Ленин появился у вокзала, и пошли слухи об "отрезанном" соратнике.

Памятники Ленину и Сталину в Пионерском и городском садах. Памятник Ленину на бульваре у вокзала. Найдите отличия. Фото: simfion.net

- Когда впервые услышал об этом, - рассказывает краевед, автор сайта "Симферополь. Вчера и сегодня" Александр Белов, - засомневался. Даже рассматривал памятник Ленину, пытаясь представить, где могла быть линия отреза. Потом сравнил памятник с фотографиями старого Симферополя, присланными на сайт и найденными в Интернете, где изображены памятники Ленину-Сталину в Пионерском саду и городском саду. И убедился: легенда, ведь поза Ильича, положение ног во всех случаях различны.

Кстати

Памятник Сталину на вокзале всё же был. Даже два: на привокзальной площади, напротив нынешней остановки троллейбусов, следующих в центр, и на перроне. Оба появились после войны и исчезли в ноябре 1961 года.

Могилы в основании Старого города

На участке между улицами Севастопольской, Крылова (бывшая Кладбищенская), Козлова (Ново-Садовая) и Караимской - так. С 1787-го до середины тридцатых годов прошлого века здесь было первое христианское кладбище. На месте нынешних домов и дорог - простые холмики и красивейшие склепы первых жителей Симферополя, градоначальников, губернаторов, героев русско-турецких войн, известных горожан. К примеру, в районе нынешних домов 13, 15 на улице Крылова было захоронение Таврического гражданского губернатора Дмитрия Нарышкина (годы губернаторства 1823-1829), в чью бытность в Симферополе появился Александро-Невский собор, построена дорога на Алушту и открыт Неаполь Скифский. А там, где школа №14, по словам историков и местных старожилов, находилась могила воинов, умерших от ран в первые дни боёв во время Крымской войны и первой обороны Севастополя (позднее на Петровской балке появилось воинское кладбище).

Схема бывшего кладбища между улицами Козлова, Крылова, Севастопольской и Караимской. Фото: simfion.net

Когда район начал застраиваться, захоронения, естественно, никто никуда не переносил. Плиты надгробий активно использовали для строительства. Шесть лет назад при сносе на проспекте Кирова здания городского банно-прачечного комплекса №1 (появился в середине тридцатых годов прошлого века) обнаружилось: оно полностью состоит из надгробий, самое старое из которых датируется 1806 годом. Известны и ещё несколько адресов, где при строительстве использовались надгробья, не приводим их из моральных соображений, ведь во многих домах живут и работают люди.

Кстати

В наши дни находятся последователи "строителей из памяти": в январе 2010 года в Симферополе задержали местного жителя, воровавшего с кладбища "Абдал" надгробные плиты для строительства дома и обустройства участка.

"Похотливый дом"

Бордель, дом терпимости, публичный дом - толковый словарь Сергея Ожегова трактует эти определения как "заведение, в котором проститутки принимают посетителей". Примечательно, что до революции 1917 года публичные дома в Российской Империи были официально разрешены. На евпаторийском сайте "Город мастеров" Эдуард Долецкий приводит их классификацию: "Бордель - публичный дом, дом терпимости - дом женщин, в который каждый может войти и за вознаграждение получить сексуальные услуги. Тайные притоны, дома свиданий - содержательницы создавали помещения, где совершались "встречи" мужчин и определённого рода женщин. Чаще всего прикрытием были пивные. "Дома непотребства" - гостиницы, трактиры, бани, забегаловки, создаваемые изначально с целью удовлетворять гастрономические надобности посетителей и лишь после этого, в качестве сопровождающего сервиса, - сексуальные услуги. "Держательницы" - хозяйки сдавали квартиры внаём, а в них жили "некоторые" женщины (так называли тогда проституток). Формально всё это выглядело, как простая отдача квартиры приезжим, но проститутки зависели от хозяек и отдавали им почти весь заработок". Труженицы публичных домов имели удостоверения - жёлтые билеты, должны были регулярно являться в полицию и проходить врачебный осмотр.

Улица Ефремова, 18. Публичный дом или доходный. Фото: simfion.net

Старожилы старого города уверяют, что единственный исторический трёхэтажный дом №18 (на первом этаже сейчас торгуют продуктами, а на втором и третьем - квартиры) на улице Ефремова и был в своё время борделем.

- Это сейчас улица названа в честь железнодорожника-подпольщика Виктора Ефремова, а в начале XX века этот её участок назывался Миллионная, - рассказывает Николай Дмитриевич. - Название, видимо, говорило само за себя, жили здесь небедные люди. Кстати, улицы Миллионные были во многих городах, и, как я однажды читал, на всех из них в то время были публичные дома. Вот и этот из них. В войну тут фашистские офицеры жили, и к ним, как после устанавливал мой дядя, работавший в НКВД, тоже дамы ходили, их "шоколадницами" называли. Кто-то из них - настоящие изменницы, а кто-то лишь хотел детей прокормить. Дядя, кстати, если честно, до революции и сам, как рассказывал, сюда захаживал вместе с моим отцом и ещё одним братом.

"С момента постройки в 1910 году и до "прочного установления Советской власти в Симферополе", в 1920-м, особняк использовался как самый фешенебельный публичный дом. Один из многих на этой улице, - писал в газете "Главный проспект" Дмитрий Смирнов. - Гостей своих барышни принимали в общей зале, куда заходили, как в кафе. Там охотно выступали цыгане, профессиональные певицы и танцовщицы; барышни были одеты в роскошные платья, а клиентов обслуживали в шёлковом французском белье. Светская беседа была обязательным приложением к истинной цели визита".

Впрочем, краеведы опровергают разговоры о том, что здание с сердцами на фронтоне, балконами-террасами (где якобы отдыхали от клиентов), причудливыми витражами и изысканными ручками на дверях (до наших дней не сохранились) было домом публичным. Скорее, "доходным", то есть построенным зажиточным симферопольцем Крыловым для сдачи отдельных квартир в аренду. Однако если вспомнить классификацию борделей, то пусть и не публичный дом в классическом виде, но "дом непотребства" или комнаты "держательниц" здесь вполне могли существовать.

Кстати

Адрес улица Ефремова, 18, не любят таксисты. Двор здесь проходной, и можно сбежать на соседнюю улицу Студенческую, не заплатив.

А какие легенды и слухи о Симферополе знаете вы?

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ:

Что сейчас происходит в Крыму: хроника событий 4 - 6 марта

Что и как работает в Крыму

Верховный Совет АРК проголосовал за присоединение Крыма к России

Источник: Крымская правда