Задолженность 50 гривен, а подключение 300: как в Севастополе выбивают долги за электричество

Задолженность 50 гривен, а подключение 300: как в Севастополе выбивают долги за электричество

Да будет (или не будет) свет. Фото: spravedlivosti.net.ua

В редакцию "В городе" обратились жители Севастополя с просьбой разобраться в ситуации. Горожане возмущены действиями севастопольского поставщика электроэнергии - ПАО "ЭК"Севастопольэнерго", который с целью возвращения долга отключает электричество без предупреждения. За подключение горожанам приходится платить суммы, в несколько раз превышающие сам долг.

Как говорят в Управлении по защите прав потребителей,   "Севастопольэнерго" находится среди лидеров по количеству претензий горожан. И больше всего обращений связано именно с отключением света без предупреждения.

- Деятельность севастопольской энергетической компании регулируется "Правилами пользования электрической энергией для населения", - пояснили в севастопольской правозащитной организации "Гражданский союз "За справедливость", - Правилами установлено, что должнику сначала посылают уведомление об отключении, и только "в случае неуплаты за потребленную электрическую энергию на 30 день после получения потребителем предупреждения" его могут отключить от электросети.

Таким образом, у потребителя есть право погасить задолженность. Однако, городской монополист отключает электричество без предупреждения, по всей видимости, рассчитывая на юридическую безграмотность населения. Оказалось, что минимальной суммы задолженности, при которой производится отключение электричества, не существует – могут отключить и за 100, и за 50 гривен.

Главное здание. Фото с сайта: sevenergo.com.ua

Почему меня не предупредили?

Жители города считают, что действия энергетической компании рассчитаны на "эффект неожиданности". Человек после работы приходит домой и обнаруживает в двери записку, что в его квартире отключено электричество за долг. Просидев вечер и ночь без света, горожанин мчится в расчетный отдел, оплачивает долг и сумму за подключение (в среднем 300 гривен, но в зависимости от дальности района может доходить и до 800 гривен).

На вопрос "Почему меня не предупредили?" у сотрудников "Севастопольэнерго" заготовлен ответ:

- Вам отправили письмо по почте, а то, что вы его не получили – это не наша вина.

К сожалению, законодательно не уточняется, в какой форме потребителя должны уведомить об отключении. На почте же установить факт отправки письма не так просто.

- В 2010 году нас отключили за долг в 100 гривен, - рассказывает житель города на севастопольском форуме, - Предупреждение мы не получали! Конечно, в "Севэнерго" нам сказали, что такое письмо нам отправили. Обращались в отдел доставки в местное отделение связи, оттуда нас отправили в отделение связи на Б.Морскую. На словах нам ответили, что такое письмо не приходило, но подтвердить информацию письменно отказались, сказали, что только по решению суда. Работник отделения связи на Б.Морской сказала, что в нашем районе (это 5 микрорайон Камышовой бухты) это типичная практика: "Севэнерго" якобы отправляет письма, но народ их никогда не получает. За подключение пришлось заплатить 250 грн. У меня создалось впечатление, что организации, более беззаконной, чем "Севастопольэнерго" больше нет, - делает вывод рядовой потребитель.

Примечательно, что на сайте "Севастопольэнерго" процитированы выдержки из Правил, где говорится о том, за что поставщик имеет право отключить электричество. Однако, ни слова не говорится о том, что предприятие обязано предупредить за 30 дней о грозящем отключении.

Фото с сайта: spravedlivosti.net.ua

Попадаются не только должники

Нередко возникают ситуации, когда при оплате счета оператор допускает ошибку, и средства уходят не по адресу. Для таких ситуаций предусмотрен 30-дневный срок на погашение задолженности. Однако, жители города, не получая предупреждения, лишаются права, которое гарантирует закон.

- 2 недели назад приезжаем домой в 16-30. Пятница. В двери записка: Вы отключены за долг 85 с копейками. На самом деле долга нет, за август месяц к ним не пришёл платеж по вине почты, - рассказывает свою историю жительница Севастополя.

Здесь очевидно еще одно нарушение энергопоставщиком законодательного акта, в котором сказано: "Запрещается отключение потребителей перед выходными и праздничными днями".

Другая ситуация – когда счетчик находится в квартире потребителя, и контролеры не могут сверить показания. Сотрудники "Севэнерго" приходят в свое рабочее время, не застают жильцов (у которых рабочее время то же самое) и вместо уведомления - отключают электричество.

В Правилах сказано: "Если в течение двух расчетных периодов представитель энергопоставщика не имел доступа к прибору учета, он оставляет потребителю в почтовом ящике уведомление о дате следующего посещения или просьбу передать показания прибора учета энергопоставщику".

В "Севастопольэнерго" Правила знают:

- Вам оставили записку, что надо сообщить данные контролеру, - сказали в отделе по работе с бытовыми потребителями жительнице Севастополя Елене.

- Понятно, никаких записок в двери или в почтовом ящике не было. Да и если б были – кто меня с работы отпустит, чтобы ждать контролера? - говорит Елена. Горожанке пришлось 3,5 часа простоять в очереди, чтобы доказать, что у нее нет долга, а потом еще оплатить приличную сумму за подключение.

Фото с сайта: spravedlivosti.net.ua

"Вы должны нам звонить и сообщать показания"

Не должны. В тех же самых Правилах говорится, что потребитель обязан ежемесячно снимать показания счетчика, а энергопоставщик "имеет право контролировать правильность" этих показаний. Но не за счет потребителя, которого в буквальном смысле обязали звонить и сообщать показания.

– Телефоны, по которым надо звонить и сообщать показания, постоянно заняты. А что касается интернет-сервиса – так у многих нет доступа в интернет, и не каждый сможет разобраться, как там вносить показания, - говорят правозащитники.

Правила разрешают выписывать счет на основании данных за предыдущий период, "если доступ к прибору учета невозможен". На практике работает интересная схема. Квитанции со средними показателями высылаются всем потребителям, независимо от того, есть ли доступ к счетчику. Потребитель оплачивает показания по счетчику, которые обычно оказываются ниже данных, внесенных в квитанцию компанией. В результате возникает разница, для корректировки которой горожанин вынужден в рабочее время поехать в отдел по работе с бытовыми потребителями и провести там от одного до нескольких часов (отдел один на весь город).

Как поступать, если вас отключили без предупреждения?

Юрист общественной организации "Гражданский союз "За справедливость" Николай Радченко рассказал, что к ним обращается очень много людей, которых незаконно отключили и которые не согласны просто так дарить энергетической компании свои деньги.

- "Севастопольэнерго" ведет себя как захочет. А народ хватает книжки и бежит к ним оплачивать все, что там скажут, - говорит правозащитник.

- Прежде чем куда-то ехать, спокойно садитесь и пишите письмо с претензией на имя директора предприятия. Напишите, что прежде чем отключать от электросети, вас должны были предупредить, согласно с "Правилами пользования электрической энергией для населения". Это не было сделано, в связи с чем были нарушены мои права. Я требую подключить мне электричество в срочном порядке. Письмо надо составить в двух экземплярах и сдать в приемную. А там уже действовать по ситуации. Если вас не подключат, это письмо станет основанием для суда.

А если все-таки не подключат?

- Суд – это долгое дело. Пишите жалобы в прокуратуру, в управление по защите прав потребителей, в управление ЖКХ. Если сразу пойти заплатить штраф "Севастопольэнерго", то потом придется очень долго выбивать эти деньги. Пока еще никто не получил от них назад свои деньги, даже по решению суда.

Также мы спросили, как быть с письмами, которые якобы отправляются на почту. Оказалось, что есть только два варианта, которые имеют юридическую силу: если вам отправили письмо с уведомлением или же вручили лично под подпись.

- Почему люди должны идти и выяснять? Доказывать должна та сторона, которая ссылается на эти доказательства, - резюмировал наш собеседник.

Фото с сайта: spravedlivosti.net.ua

К сведению потребителей

В "Правилах пользования электрической энергией для населения" говорится, что:

- Потребитель электрической энергии имеет право на возмещение согласно законодательству убытков, причиненных вследствие нарушения его прав;

- Энергопоставщик несет ответственность за вред, причиненный потребителю или его имуществу, в размере и порядке, определенных законодательством;

- В случае временного прекращения электроснабжения по вине энергопоставщика он несет ответственность согласно условиям договора в размере двукратной стоимости недоотпущенной потребителю электрической энергии.