Крымский Бэнкси  Шарик и неуловимый мастер Enjoy: самые известные граффити полуострова

"Крымский Бэнкси" Шарик и неуловимый мастер Enjoy: самые известные граффити полуострова

Стрит-арт — это набирающее обороты в Украине уличное искусство. Фото: Enjoy

Многие города мира украшают замысловатые рисунки и простые надписи на стенах домов. Некоторые граффити уже стали частью городского пейзажа, другие не успевают простоять и дня, как их уже закрашивают. Стрит-арт — это набирающее обороты в Украине уличное искусство, которое зародилось в Нью-Йорке 60-х. Молодой курьер начал писать свое имя и улицу, на которой живет, Taki 183, везде, где представлялась такая возможность, и после публикации статьи о нем в "Нью-Йорк Таймс" писать на фасадах начали все, - пишет "Сегодня".

Как и в любой субкультуре, у граффитчиков есть свой сленг. Небольшая надпись, оставленная на стене, называется "тэг". Более сложные и большие рисунки называются бомбами. Людей, занимающихся росписями стен, называют райтерами. Жители Симферополя по-разному реагируют на творчество уличных художников, но большинство сходится во мнении, что если это не куча закорючек на фасаде, то такое творчество имеет право на существование. И если на Западе стрит-арт, фактически оставаясь актом вандализма, занял почетное место рядом с другими видами искусства, то в Украине он застрял между чем-то культурным и хулиганским. 

В столице Крыма качественно выделяются работы райтеров под псевдонимами Enjoy и Шарик. Трафареты этих художников пестреют на многих улицах города. Они смогли найти свой неповторимый стиль, сатирически описывая пороки современного общества и высказывая протест некоторым устоям, за что их и полюбили многие горожане. 

Олег Гончаров, преподаватель Крымского республиканского высшего художественного училища им. Н.С. Самокиша (кстати, Шарик — один из выпускников этого учебного заведения), видит в стрит-арте и плюсы, и минусы: "Очень радует, что такой вид творчества открывает непосредственность и смелость исполнения, нестандартность мышления авторов, определенную "рекламность" и наглядность. Однако эти положительные качества часто завуалированы тем, что авторы неудачно подбирают места для своих "художеств". Одно дело суметь преобразить разваленную, неприглядную стену в художественное произведение, умело обыграть все трещины, осыпавшуюся штукатурку. И совсем другое — разрисовывать стены зданий. Причем последним, как правило, занимаются далеко не мастера граффити. В целом же, граффити как искусство, несомненно, имеет право на существование! Это прекрасная практика в работе с пространством, окружением, попытка выйти на монументальный способ восприятия, умело сочетая при этом креативность, свежесть восприятия и подачи". 

       
   
 
    Шарик любит работать с трафаретами  
       

Легендарный Шарик рассказывает, что его "фасадная история" началась с окончанием учебного заведения: "Там я и прочие криворукие студенты в течение пяти лет получали знания и навыки в мастерстве правильной заточки карандашей и применения оных по назначению. Наверное, стоит упомянуть, что склонности к рисованию я начал проявлять еще в школе, когда царапал шариковой ручкой на парте похабные картинки. И вот, став дипломированным специалистом, я начал рисовать на улице. Правда, этому еще предшествовало широкое распространение интернета, благодаря которому я и узнал о существовании граффити, стрит-арта и прочих "культурных" явлений. Я с друзьями сделал пару рисунков на улице, и напрасно сие "событие" было освещено в городской газете, так как именно внимание СМИ стимулировало меня к дальнейшему увлечению этим видом творчества. Кстати, изначально я подписывал свои работы "BFS", а потом изменил псевдоним на более лаконичное — "Шарик". 

— Если не умел бы рисовать, как бы доносил свою идею? 

— Да, если честно, я до сих пор не умею рисовать так, как подобает человеку с художественным образованием. И дело не в попытке донесения идеи, дело в непреодолимой жажде выразиться и быть увиденным, реализовать себя. Любому творческому человеку, да и не только творческому, знакома эта всепоглощающая жажда созидания с возможностью последующей демонстрации своих творений человеческим личинкам. 

— Что читаешь из художественной литературы? 

— Стыдно признаваться, но в багаже прочитанного очень мало. Жалею, что в школьные годы не притронулся ни к одной книге, так как в отрочестве не привили любовь к чтению. К окончанию института, отдавая дань моде, стал почитывать зарубежную "альтернативную" литературу, но позже убедился, что все это псевдолитературное непотребье. Сейчас же стараюсь наверстать упущенное, но не буду называть авторов, скажу лишь, что ныне отдаю предпочтение сатирическим произведениям. 

       
   
 
    Эти "картины" редко живут дольше недели  
       

— Пофантазируем: у тебя есть вагон шикарнейшей краски и город Симферополь в распоряжении. В какие цвета ты раскрасил бы его? Ты хотел бы сотворить что-нибудь монументальное? 

— Целый вагон? Да еще и город в распоряжении? О да, я бы масштабно попроказничал и порезвился, хотя, учитывая, что это Симферополь, такое трудно представить даже при наличии самого изощренного воображения. Но все же, раз есть такая возможность, то предадимся всецело нашим грязным фантазиям. Ну для начала я бы пригласил бесчисленных райтеров, знающих толк в граффити, думаю, на всем Крымском полуострове нашлось бы несколько таких людей, и предоставил бы нам полную свободу действий и творчества... И запестрели бы тогда во множестве монументальными массивными рисунками улицы и здания, но увы. 

— Как относишься к творчеству Энджоя, он работает в том же стиле, что и ты? 

— Так как я знаком с Энджоем, то его творчество местами одобряю и приветствую. Да, он тоже использует трафареты, как и я; в свою очередь, я использую трафареты, как и армии других уличных художников во всем мире, но стилем это назвать можно с натяжкой, скорее, трафаретной техникой, ставшей популярной именно в контексте улицы, благодаря великому и ужасному Бэнкси, знаменитому андеграундному художнику из Англии. 

ENJOY: "НА СТЕНЕ - МОЯ РЕАКЦИЯ" 

       
   
 
    Сетевая жизнь. Реакция на компьютерную зависимость. Фото: Enjoy   
       

Неуловимый мастер "настенной живописи", райтер Enjoy, предпочитает называть свое творчество жизненным. Граффити он занимается с 2008 года. Его вдохновляют события, и он резко реагирует на негативные явления в обществе, выражая свое мнение в краске. Он согласился ответить на несколько вопросов "Сегодня". 

— Как тебе до сих пор удается избегать встреч с нашей милицией? Рисуешь по ночам? 

— Когда как. Есть такие стены, на которых можно и днем порисовать: спрятался — избежал, не спрятался — убежал. 

— Какие из твоих граффити тебе больше нравятся? 

— Когда хоть одна из моих работ мне очень понравится — я прекращу рисовать. 

       
   
 
    В Симеизе. Бойцы радуги "вписались" на подпорную стену. Фото: Enjoy   
       

— Ты участвовал в официальных мероприятиях, например, когда с разрешения мэрии разрисовывается какой-нибудь забор? 

— Участвовал, краски нормально получил, а удовольствия — не очень. То, чего хотят властьимущие — я не хочу, а то, что я хочу — они замажут на следующий же день. 

— Много приходится тратить денег на твое увлечение граффити? 

— Это не дороже, чем одеваться в клубные шмотки, посещать ночные тусовки, пить, курить, глотать таблетки. 

— Как ты относишься к тем, кто просто пишет свои теги на фасадах зданий? Власти считают это вандализмом. 

— Положительно. Но тэг тоже должен быть выполнен толково. Если дитё первый раз маркер в руки взяло и пошло с системой бороться своими рисунками — это не круто. Если же это сочный тэг в крутом месте, то я только за. 

       
   
 
    Песочница. Будущее Enjoy рисует без особого оптимизма. Фото: Enjoy   
       

— Что ты хочешь донести своими работами? Ведь многие люди останавливаются напротив них и уходят, задумавшись или просто улыбаясь. 

— Каждая работа — это моя реакция на какие-то события. Например, в Симферополе на улице Горького срубили полувековые деревья, но появились асфальт и скамейки. Имеющий глаза — увидит, думающий — поймет все, что я хотел донести своей работой по этому поводу. 

Для Enjoy уже тесны рамки одного города, и со своими протестно-креативными идеями он время от времени совершает рейды по полуострову. 

ШТРАФНОЕ ТВОРЧЕСТВО 

По словам пресс-секретаря горотдела милиции Симферополя Оксаны Сорокопудовой, правоохранители проблемой изрисованных фасадов занимаются по мере поступления пойманных подростков: "Невозможно поставить по милиционеру у каждого столба, но бывало не раз, когда наши сотрудники задерживали таких хулиганов. При поимке молодого художника составляют административный протокол (за прошлый год их было составлено около 20), и отправляют в комиссию райисполкома, которая штрафует в размере от 500 до 1500 гривен. Если это несовершеннолетний — штраф заплатят его родители". 

Георгий Савченко, член Союза художников Украины говорит, что замечал на фасадах удачные работы: "Если художник хочет выразить свой крик души, то пусть делает это на хорошем уровне. Встречаются монументальные росписи, которые которые действительно вписываются в окружающий пейзаж, обстановку. Но все это должно происходить с разрешения художника города, тогда город приобретет другой облик. Я не консерватор, я поддерживаю новое в искусстве. Но я против того, чтобы какой-нибудь Вася или Петя подошел к прекрасному архитектурному сооружению и нарисовал там четыре линии. Архитектура — это застывшая музыка, и когда человек начинает без разрешения эту музыку коверкать, делать непрофессиональные зарисовки, которые нарушают композицию здания, — в этом нет ничего хорошего. На Западе это превратилось в мощное искусство. Я за то, чтобы и наши ребята совершенствовали свою технику и радовали нас своими новыми произведениями". 

ЖЕРТВЫ ГРАФФИТИ: "ОТОРВАТЬ БЫ ИМ РУКИ!" 

Решат, работник аптеки в Симферополе, напротив главка МВД, жалуется, что поймать "художников" ни разу еще не удалось: "У нас на стене установлены две камеры, но все равно рисуют! Если даже на здании милиции есть рисунки, то что говорить о нас! Граффити — не дешевое занятие, банка краски, которой они рисуют, стоит минимум 30 грн, значит, несовершеннолетним деньги дают родители. Значит, у родителей денег слишком много. Надо работать с родителями, а то ведь этих ребят ловят, но все равно потом отпускают". 

Кристина, хозяйка мебельного салона, уже не раз платила за перекраску фасада: "Разрисовывают нас часто. Камер на стене у нас нет, а стоять и охранять никто не будет. Мы уже не успеваем перекрашивать стену, а только отмываем — сколько ни крась, все равно новые надписи появятся". Продавец электротехники сетует на то, что ему иногда приходиться работать в магазине не по профилю: "Недавно всю стену закрашивал сам из-за них. Это проблема города и проблема молодежи: мэрия не хочет выделять специальные места для этого, а молодые люди со своей принципиальностью не хотят идти на уступки. Закрашивать — все, что нам остается делать. Поймать бы их да руки оторвать!"