От  Баяна  до  Шевченко : история первого в Крыму кинотеатра

От "Баяна" до "Шевченко": история первого в Крыму кинотеатра

Кинотеатр до сих пор пользуется любовью у симферопольцев. Фото: art16.ru

Он пережил революцию и две войны, вокруг него стремительно менялся город, ветшали и исчезали навсегда дома-сверстники, а он был на своем месте и оставался кинотеатром. В этом году первому на полуострове кинотеатру "Баян", переменившему несколько имен (после 1917 года он был "Звездой революции", "Большевиком", а в 1954 году стал носить имя Тараса Шевченко), исполняется 105 лет. С него начиналось когда-то знакомство крымчан с кино.

Трудно поверить, но когда-то синематограф считали не более чем дорогой игрушкой. Людей, отваживавшихся вкладывать деньги в "движущиеся на стене картинки", а тем более строить для этого специальные помещения, считали недальновидными. Но Леонид Сухомлинов, построивший в 1904 году в Симферополе кинотеатр "Баян", очень скоро доказал всем, что не прогадал. Публика охотно смотрела все ленты, попадавшие в город. Поскольку сами фильмы были коротенькие, составляли программу из нескольких отделений: хроника или "научная фильма", драма и комедия. В общем, и поглазеть, и поплакать, и посмеяться. Достаточно долго только Симферополь и Севастополь оставались городами, где были кинотеатры, причем до 1917 года каждый из них мог похвастать уже несколькими. В ассортименте в основном иностранные фильмы, отечественных было на порядок меньше. Кстати, примерно в это же время полуостров стал (и по сей день является) признанной съемочной площадкой — в 1914 году под Бахчисараем снимали фильм "Алим — крымский разбойник", который вышел на экраны два года спустя.

В первые несколько лет советской власти подбор фильмов был очень пестрым: крутили старые иностранные ленты, свои фильмы еще не выходили, но государство уже имело виды на кинотеатры как средство воспитания масс. "Какая гадость не представляется в этих кинотеатрах: картежники, убивающие ростовщиков, „благородные“ капиталисты и помещики, убийства из ревности, сыщики и тайная полиция с героем Шерлоком Холмсом, проституция, жадность, браки по расчету и т. д. Ежедневно молодому поколению преподносится порция яду в этих вертепах..." — это цитата из петербургской "Красной газеты", писавшей о необходимости цензуры в кино. А вот как Наркомпросс ходатайствовал об отпуске средств на развитие советского кино: "до сих пор все кинотеатры республики питались исключительно лентами, полученными при национализации частных прокатных контор и складов при кинофабриках, то есть материалом в большинстве случаев самого сомнительного, а иногда и прямо вредного качества".

Так что в 20-х годах крымчане вовсю уже могли наслаждаться плодами (часто очень скороспелыми) советской киноиндустрии. Например, в бывшем "Баяне" показывали фильм "Беспризорные" — о малолетних воришках, проститутках и детях, вынужденных зарабатывать на жизнь. После фильма общество "Друг детей" устраивало концерт и проводило сбор в пользу беспризорных. Яркие афиши приглашали посмотреть фильм "Бэла" по повести Лермонтова, "Приключения на курорте", который анонсировался как "боевая новинка с участием всемирных любимцев Пата и Паташона". В 1926 году севастопольский кинотеатр "Спартак" предлагал "захватывающий кинороман в 8 частях "Укразия", в "Луче" демонстрировался американский кинороман "Нападение на виргинскую почту", а в театре им. Луначарского -"двухсерийный грандиозный боевик выпуска Госкинопрома ССР Грузии "Наездник из "Уайльд-Веста", а также драма из морской жизни "Стальной капитан".

Желающим разнообразить свою культурную жизнь поход в кино обходился от 15 до 50 копеек. Деньги существенные, если учесть, что на рынке "царская рыбка" барабулька стоила тогда 30 — 40 копеек за око (1,25 кг).

Первые детские фильмы, снятые советскими режиссерами ("Красные дьяволята" Ивана Перестиани, "Ванька-мститель и его собака Партизан" Акселя Лундина), в Крыму с экрана не сходили несколько лет. Герои фильмов, которые смотрели в 20-х годах наши бабушки и дедушки, — летчики, конструкторы, инженеры и крестьяне, противостоящие кулакам и шпионам. Позже, в 30-х, режиссеры набьют руку на создании образов вредителей и карамельно-приторных положительных трудящихся. Многое из того, что создавалось в предыдущее десятилетие, будет отвергнуто и даже уничтожено. Например, такие социально глубокие фильмы, как "Проститутка" и "Журналистка", выпущенные в 1927 году. Первый рассказывает о девушках, которых затягивает "нехороший промысел", и о том, что никогда не поздно выбраться из этой ямы. Второй — о семейном треугольнике, женатом ответработнике и влюбившейся в него журналистке, решившейся на самоубийство, от которого ее спасает коллега. В 30-е годы такие страсти оказались не нужны — жить ведь в стране стало лучше и веселее.

Все это только маленький эпизод из киношного прошлого Крыма, которому всего-то чуть за сто лет. Но с него начиналась наша любовь к кино.

Источник: