3 фунта свечей и фильдекосовые чулки: с каким снаряжением ходили в Крымские горы туристы сто лет назад

3 фунта свечей и фильдекосовые чулки: с каким снаряжением ходили в Крымские горы туристы сто лет назад

Дорога на Ай-Петри, начало ХХ века. Фото watercolor.narod.ru

Два складных подсвечника, 3 фунта свечей, несколько финских ножей, несколько биноклей, бурка или длинная полоска войлока, коробочка далматского порошка (средство от блох), для дам — 3 пары черных фильдекосовых чулок, две верхние юбки, две пары шаровар… Это лишь малая часть того набора, который сто лет назад советовали брать с собой туристам, отправляющимся в Крымские горы.

Шашлык на Чатырдаге

Посещение крымских гор в начале ХХ века стало весьма модным занятием. Самым популярным и востребованным был маршрут на Ай-Петри. Экскурсионный сезон обычно начинался в марте-апреле и заканчивался в октябре. Большинство экскурсантов приезжали из Санкт-Петербурга и Москвы, в основном это были ученые, преподаватели и студенты, много было врачей, чиновников и военных. В роли экскурсоводов поначалу выступали активисты Крымского горного клуба (первой туристической организации Российской империи), затем их стали готовить из числа школьных учителей.

Экскурсии обычно проводилось в конных экипажах, лошадей для которых арендовали у местных селян. Для тех, кто отправлялся в горы пешком, были проложены тропы, а на Чатырдаге, между пещерами Тысячеголовая и Холодная, в 1893-м построили первый туристический приют — "каменный сарай с железной крышей и простым очагом". Вмещал он 10 человек, и обычно в нем останавливались те, кто собирался посетить пещеры. С мая по октябрь в приюте находился сторож. Своеобразная должностная инструкция гласила, что сторож приюта "по требованию посетителей должен поставить самовар, дать посуду или поставить чай или кофе стаканами, подать, по возможности, молоко, яйца, зажарить шашлык (если путешественник добудет барана от соседних пастухов). Он обязан проводить в пещеры, дать, сколько потребуют, свечей. В случае холода ночующие могут потребовать, чтобы он разложил в камине огонь". Плата за приют составляла 20 копеек за ночь.

       
   
 
    Ялтинское отделение Крымского горного клуба  
       

Татарские донжуаны

На Южном берегу были весьма распространены конные прогулки в горы с проводниками, в роли которых выступали молодые татары. Слава о лучших проводниках передавалась от группы к группе, туристы их часто фотографировали. Особой популярностью эти удалые красавцы пользовались у приехавших отдохнуть от своих мужей светских дам. Дамы выезжали на одиночные конные прогулки в сопровождении наездника-проводника. И платили своему сопровождающему не только за услуги гида. Поборники морали возмущались, что проводники составили в крымских городах целые профсоюзы и зарабатывают не столько своими прямыми обязанностями, сколько мужской проституцией, соблазняя женщин. Хотя особо соблазнять никого и не нужно было — дамы сами вешались на шею местным донжуанам. А в газетах то и дело появлялись скандальные истории. Например, о том, как вдовствующие московские купчихи, не довольствуясь летним флиртом с проводниками, решили иметь их постоянно под рукой и для этого выписали из Ялты себе в Москву. Или о том, как молодая москвичка вскружила голову проводникам, развлекавшим до ее приезда других курортниц. Озлобленные дамы подкупили одного из проводников, который завел красавицу в горы, где ее уже ждали заговорщицы. Жестоко избив соперницу, дамы отняли у нее платье и заставили вернуться назад полунагою. В одной из газетных статей проводников назвали кокотками мужского пола. И получили в ответ негодующее письмо от читательницы: "Это вовсе не "кокотки мужского пола", а мущины (орфография сохранена. — Ред.) с душою и темпераментом, о каком наши русские мущины и представления не имеют!".

       
   
 
    Южнобережные проводники. Открытка начала ХХ века. Фото zverozub.com   

За сырьем для станков

Советская власть попыталась поставить туризм на службу народному хозяйству, так сказать, совместить приятное с полезным. В 1932 году Общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ) организовало всесоюзный исследовательский поход "За сырьем для станков пятилетки". Туристам надо было искать каучуконосные растения, встречающиеся на территории СССР. Те, кто отправлялся в Крым, должны были собирать семена крымского одуванчика (они являлись потенциальным сырьем для производства натурального каучука). Основные поиски сосредоточились под Севастополем, но существенных результатов этот поход не дал — на охоту за одуванчиками вышли всего 25 туристов, и рекомендованные 10 тонн семян им собрать, конечно, не удалось. Провалилась и затея с посевной в 1933-м. Планировалось, что в Крыму будут направлены на колхозные поля 20 000 пролетарских туристов, которые примут участие в севе и помогут крестьянам в ремонте сельхозтехники. Вместо 20 тысяч на поля вышли лишь несколько десятков, которые, надо думать, сеятелям не столько помогли, сколько помешали.

Гора Ай-Петри сохранила свой статус главного туристического объекта Крыма и после революции. В 1930-х сюда стали подниматься не только ради великолепного вида, но и чтобы взглянуть на проект первой в СССР ветросиловой электростанции. Проект был представлен на выставке, открывшейся при Айпетринской турбазе.

       
   
 
    Открытка с крымским проводником, начало ХХ века. Фото urmanche.ru   
       

Романы столичных дам с крымскими проводниками обсуждались не только на страницах газет, обыгрывался этот сюжет и в литературе. У Чехова есть рассказ "Длинный язык", героиня которого, вернувшись с юга, делится с мужем впечатлениями о горных прогулках и своем проводнике Сулеймане. "Петербургская газета" в 1909 году уведомляла читателей, что Куприн пишет новую повесть из крымской жизни, в которой главным действующим лицом является татарин-проводник. Утверждалось, что к этой повести автором был сочинен следующий эпиграф:

Хотел бы быть я проводником

В горах скакать в веселье диком

С папахом и гвоздиком!

       
   
 
    Татарский донжуан. Фото krimoved.crimea.ua   
       

Проводников легко было отличить по внешнему виду — они одевались в короткие бархатные курточки, расшитые во всю ширину груди золотой или серебряной нитью, и носили высокие лакированные сапоги. Городские власти Ялты, борясь за нравственность, пытались выдворить проводников с набережной, где те обычно толпились, и запретить им носить бросающиеся в глаза костюмы.

События.