В Севастополе родители получают СМС, когда ребенок прогулял школу, и следят за уроками онлайн

В Севастополе родители получают СМС, когда ребенок прогулял школу, и следят за уроками онлайн

Сегодня - День учителя. Фото: cards.mail.ru

Накануне Дня учителя Vgorode.ua побеседовал с учителем географии из севастопольской школы Светланой Романовой и расспросил о том, какие изменения произошли в последние годы в школе, как их воспринимают школьники, учителя и их родители.

Оценки онлайн и в СМС

Что изменилось в школе в последние годы?

- Помимо обычного ведения журналов нам в обязанности добавили онлайн-журнал "Щоденник". Это очень удобно, так как родители могут, не ходя в школу, увидеть оценки, узнать о поведении своего ребенка. Там есть расписание уроков, весь распорядок школы, какие-то мероприятия. Любой учитель, который ведет уроки, должен зарегистрироваться в "Щоденнике" и заполнять его. Вообще в Украине это новшество работает уже несколько лет, у нас же к нему только привыкают. В прошлом году все учителя в нашей школе проходили компьютерные курсы, где нас учили работать в "Щоденнике".

Еще из новшеств в школах Севастополя начали устанавливать охранную систему Smarsy. На входе стоят турникеты, и чтобы пройти, каждый ученик или сотрудник должен приложить свою карточку. Что это дает? Во-первых, руководство знает, во сколько каждый преподаватель пришел на работу и во сколько ушел. Точно также, во сколько пришел ребенок, на сколько опоздал. Кроме этого, везде стоят камеры, кроме туалетов, конечно. Каждый родитель в любой момент может посмотреть, чем занимается на уроке ребенок, как он себя ведет, оценить компетентность преподавателя. И если вдруг возникает конфликтная ситуация, то можно посмотреть и рассудить, кто кому что сказал и справедливо ли поставлена оценка. С одной стороны, это удобно, но с другой – учителям это неприятно, все время находишься на обозрении. Хотя доступ к видео есть только у родителей учеников и руководства школы.

Пропускной пункт. При входе и выходе ученики прикладывают карточки к датчикам.

Кроме этого, родителям приходит СМС, если ребенок не пришел в школу и если ушел раньше времени. Плюс в том, что старшеклассники не будут бегать покурить, потому что любое передвижение через этот турникет отслеживается. Дети от всего этого, конечно, не в восторге. И многие родители не в восторге, потому что за каждое сообщение с них снимаются деньги. В месяц дается 30 бесплатных СМС, за остальные надо платить около гривны.

С этого года начали учить информатику во 2-м классе. В начальной школе сделали новенькие компьютерные классы, все это, конечно, радует.

Эти новшества вводятся за родительские деньги?

- По-разному. "Щоденник" полностью оплатило государство. Для Smarsy мы сдавали только деньги на изготовление пропуска (карточки) – 50 гривен. Какую-то технику покупают полностью родители. Например, сейчас в классах стараются ставить мультимедийные проекторы. Они удобны тем, что там большой экран, всем хорошо видно. Нам приходят специальные методические видеоматериалы, там все расписано по предметам. В кабинет географии проектор был куплен родителями, причем инициатива исходила от них, потому что такой предмет как география требует визуального ряда. Побывать везде ты не можешь, передавать картинки по рядам, как раньше, – это, конечно, не то. А так я включаю в классе проектор, запускаю программу, и дети смотрят с увлечением. Там идет видео или слайды, проговаривается дикторским голосом учебный материал. Преподаватель может в любой момент остановить видео, сделать пояснения, дать какие-то тезисы под запись. И дети так намного лучше усваивают материал, чем если они то же самое просто прочтут в учебнике.

Проектор в школе уже не редкость. Фото: infologics.ru

 

"Домашку" не делают и ходят в джинсах

Что поменялось в учебном процессе?

- Бывают не совсем понятные новшества. Расскажу про свой предмет. Раньше география была в 8, 9 и 10 классах. Сейчас планируется, что в 10-м географии уже не будет, экономическая география мира переходит в 9-й класс, а в 8-м классе будет изучаться экономическая и физическая география Украины. И то, и то - очень большой объем, который дать детям за год просто нереально. Можно, конечно, говорить весь урок без остановки, но толку от этого будет мало. Дети и так тяжело воспринимают программу. Но наше мнение, как педагогов, обычно не спрашивают. Вводят изменения и смотрят – получится или не получится.

- 12-балльная система - лично мне она не нравится. Вообще, все учителя делятся на тех, кому нравится и кому не нравится. Она удобная, когда не знаешь, как ребенка оценить. А когда дети приходят домой, то родители, которые привыкли к пятибалльной системе, все равно все переводят на нее. Например, 7, 8 и 9 баллов – это "четверка" по пятибалльной системе. И если стоит, например, 7, то родители считают, что это "четверка", не думая о том, что на самом деле это "тройка", которую немного "натянули". И у детей тоже формируется неправильное отношение, они думают, зачем мне стараться, когда все равно, получу я 7 или 9. 

- Домашние задания дети сейчас почти не делают, и не всегда есть возможность это контролировать. Так как урок 45 минут, надо всех опросить по домашнему заданию и еще успеть дать новый материал. Иногда даю им письменное задание на дом, но это тоже неудобно, потом надо тащить эти тетради домой или сидеть с ними на работе допоздна, чтобы проверить. Сейчас есть печатные тетради для практической работы, но их государство не закупает для школы, это могут сделать только сами родители, если на родительском комитете они решат, что это нужно. И потом, если они купили эти тетради, мы не можем оставлять их в школе в обязательном порядке, а если отдаешь детям на руки – то начинается история с "забыл" и "потерял".

В форме приходят только на 1 сентября.

А форму школьники охотно носят?

- С формой постоянно проблема, потому что никто ее не хочет носить. Если форма одна для всех, пошитая на заказ, то это обходится дорого, и не каждый класс на это готов. Если это обычный вариант "белый верх, черный низ", то дети начинают между собой красоваться, у кого-то, скажем, юбка от "Дольче и Габбана", а у кого-то с рынка или из секонд-хенда. И получается разделение. А в основном они просто не хотят ходить в одном и том же каждый день. Парни надевают джинсы, девчонки леггинсы облегающие. Иногда выглядит просто кошмарно. Если приходят так, отправляем переодеваться на переменах.

О зарплатах и поборах

Какая зарплата сейчас в школе?

- Специалист после вуза получает 1400-1500 гривен за полную ставку. Затем каждые 5 лет преподаватель проходит повышение квалификации, и получает категории. С каждой категорией становится выше зарплата. Классное руководство дает еще 500 гривен, хотя это огромный труд. За факультативы доплачивают примерно 0,3 ставки. В итоге, например, учитель 2й категории с классным руководством и надбавками получает "на руки" примерно 2300 гривен.

А на репетиторстве можно подзаработать?

- Преподаватели не имеют право в своей школе или со своими учениками заниматься репетиторством. С детьми из других школ да, работают, но со своими – нет. Да и не в каждом предмете нужны репетитры. В основном это иностранные языки, но там преподаватели если работают на курсах или дают частные уроки, то в школах уже обычно не работают, им это не нужно.  

И как вы живете на такую зарплату?

- Так и живем. Я например, сейчас иду на полторы ставки. Буду вести уроки и работать педагогом-организатором.

"Специалист после вуза получает 1500 гривен"

Почему школа собирает деньги с родителей и кто решает, по сколько "сдавать"?

- Государство школы обеспечивает по минимуму, а здания школ все старые, они требуют капитального ремонта, переоборудования. Сколько таких примеров по Крыму, что перила качаются, полы проваливаются. Если нужны деньги на ремонт школы, то сначала директор обсуждает со строителями, сколько надо денег, чтобы сделать хотя бы по минимуму, чтобы здание не было аварийным. Также школам не дают деньги на наглядные пособия. Даешь детям глобус или карту, а они в руках рассыпаются. А сейчас наглядные пособия стоят немало. Вот на это и нужны деньги. Но школа не может заставить родителей за что-то платить, все это благотворительная помощь.

Меняется ли отношение к ребенку, если его родители не сдают денег в фонд школы?

- Я с такими случаями не сталкивалась. Бывает, что семья малоимущая или многодетная, они просто не могут за каждого ребенка выложить такую сумму, которую просят. Пусть это даже 50-100 гривен в месяц. Они или сдают меньше, или не сдают вообще.

По большей части эти деньги - добрая воля родителей, потому что они хотят, чтобы их ребенок учился в нормальных условиях, чтобы сидел за партой, которая не разваливается, чтобы мог прочесть то, что написано на доске, чтобы мог посмотреть ту же карту.

Бывали ли какие-то забавные ситуации в школе?

- Скорее не забавные, а грустные. Однажды мне на урок девятиклассники принесли порножурнал. Не мне, а себе, конечно, но я заметила. Решила не устраивать взбучку перед всем классом, подозвала в конце урока и предупредила, чтобы больше такого в школе не было. Вообще я стараюсь с детьми говорить на равных, интересоваться их проблемами, тогда они лучше идут на контакт. Сами приходят, рассказывают о проблемах, просят совета.