Необычное хобби: симферополец делает миниатюрные копии паровозов стоимостью в тысячи долларов

Необычное хобби: симферополец делает миниатюрные копии паровозов стоимостью в тысячи долларов

Заводной поезд. Фото: historytoy.com

В свободное от работы время младший научный сотрудник, занимающийся твердыми телами на кафедре физики ТНУ им. Вернадского, Антон Яценко создает своими руками из смолы, пластика и проволоки настоящие паровозы, только в уменьшенном виде. Счет количества деталей в локомотивах, которые он делает не только для себя, но и для тех, кто их коллекционирует, идет на тысячи. И, по словам мастера, в железнодорожном моделизме его привлекает не только внешняя, "архитектурная", сторона дела, но и процесс сборки, - пишет Сегодня.

Старт из детства

На паровозики Антон "запал" еще в детском саду, когда увидел у друга гэдээровскую игрушку с заводным ключом. И стал у родителей методично клянчить такую же. "Именно с этого детсадовского паровоза, пожалуй, и началось мое увлечение железнодорожным транспортом и моделированием, — вспоминает с улыбкой Антон. — Кстати, потом, когда мы были уже студентами, он мне его отдал. Заветная игрушка, которая тогда меня так сильно впечатлила, до сих пор стоит на книжной полке". Однако вспомнил о своей детской страсти Антон только на пятом курсе университета. Нечаянная мысль — а не попробовать ли мне собирать "железки" — превратила его в человека, который знает практически все об истории железнодорожного транспорта и ее отражении в моделях.

"У нас в стране народ интересуется активнее всего отечественным подвижным составом: большинство коллекционеров собирают тепловозно-электровозную тягу времен СССР. Почему? Потому, наверное, что они запомнили эти огромные железные машины еще детьми. Провинциальным городам, вроде нашего Симферополя, в этом смысле повезло больше: ни в Москве, ни в Питере днем с огнем уже не сыщешь таких поездов, а у нас они все еще работают, пусть и на второстепенных линиях".

Хобби занимает все свободное время. Фото из личного архива

Бывает, что заказывают сделать паровозы, особенно те, что использовались активно после войны. Например, СУ — Сормовский усиленный или "Лебедянский Ворошиловградский — грузовой ЛВ. "А если для себя, то я люблю паровозы, — признается Яценко. — Мне нравится конец их первой эпохи — с 1835 по 1917 годы, когда на российских казенных и частных дорогах была введена единая система обозначения серий и единые стандарты окраски. Но эта эпоха мало кого интересует".

Антон о своих заказчиках говорит, что, как правило, собиратели железных дорог и локомотивов — люди весьма состоятельные и немолодые. И иногда за заветную "железку" они готовы выложить боль­ше $1000.

Как левша

Железнодорожный моделист почти все мастерит под увеличением лупы. И близорукость в работе только помогает, ведь многое приходится выпиливать вручную. А вот заводские игрушки делаются с помощью программирования: сначала модель продумывают и рассчитывают на компьютере по чертежам, фрезеруют формы станками с ЧПУ — числовым программным управлением, а потом специальные машины все льют и клепают.

Одна из моделек. Фото из личного архива

Кстати, ходовая часть фабричных паровозиков лучше, поэтому бывает и так, что приходится покупать фабричную конструкцию, вынимать из нее эту самую часть и добавлять в свое, авторское. Процесс такой переделки, когда что-то отпилил, а что-то прилепил, Антон называет конверсией. Смеется, что раньше мог и из дверцы для холодильника сделать локомотив, а сейчас много материалов — работает чаще с пластиком, точнее, с полистиролом. Чертежи выискивает в специализированной литературе, обязательно изучает фотографии.

"Сначала делается глобальная основа, а потом на нее уже все насаживается и наклеивается, — объясняет физик. — На некоторых моделях — до трех тысяч деталей, они собираются в узлы, а из них — локомотив. Ток идет по рельсам, к металлическим колесам подходят контакты, обычно скользящего типа. И если к моторчику подать напряжение — локомотив поедет! И все в нем закрутится, завертится".

Миниатюрные копии идентичны настоящим (даже если это, например, модель паровоза постройки Ганноверского общества 1896 года): фонарики, окошечки, винтовая сцепка, тендер, то бишь прицеп, в котором должны находиться вода и нефть или уголь, — все есть.

40 дней на проект. Если говорить о времени, которое уходит на изготовление одной модели, то все зависит от настроения и вдохновения. "Однажды своему питерскому приятелю делал "лок" почти полгода, а как-то был у меня "творческий запой", совпавший с отпуском, так за месяц собрал не самый, надо сказать, простой паровозик, — рассказывает моделист. — Самое главное — любить каждую модель, над которой работаешь. Мой личный рекорд — один месяц и одна неделя". Бывает, что расставаться со своим творением мастеру все-таки жалко. "Но если делаешь модель по просьбе других, то изначально знаешь, что расстанешься с ней, что будет она радовать кого-то еще, — говорит он. — Кстати, выставки железнодорожного моделирования, в которых я принимаю участие, проходят в Москве и Петербурге. Там же, в столицах, живут и поклонники такого хобби, потому что дорого это — позволить себе увлечься коллекционированием такого добра. Коллекционеры и в Крыму нашлись бы, да денег у нас нет".

Коллекционеры готовы купить игрушечный паровоз по цене квартиры

 

Заводная модель. 107-летняя игрушка дороже "Мерседеса". Фото: historytoy.com

По оценкам фанатов железнодорожного моделирования, сегодня на просторах бывшего Союза производят и коллекционируют мини-поезда около 4 тысяч серьезных мастеров. Как говорят сами моделлеры, трудность их учета заключается в том, что многие не спешат вступать в профильные сообщества, а предпочитают работать поодиночке. Традиционно пальму первенства среди создателей ж/д-моделей держит Англия и Германия. Стоит отметить, что не только создание "подвижного состава", но и их коллекционирование — дело достаточно затратное. Так, например, в число самых дорогих игрушек мира входит поезд, изготовленный компанией Mаrklin еще в 1906 году. На аукционе Christie’s он ушел с молотка за $179 140.

Мечта любого коллекционера состоит из собственно поезда, вагона первого класса, вагона-ресторана с верандой и вагона для курящих с багажным отделением. К слову, спросом у коллекционеров пользуются не только сами паровозы, но и составы в различных вариациях. Так, на одном из тематических сайтов можно приобрести цистерны или спецвагоны для перевозки воды.