Текие-Дервиш, синагога, кенасы - какие храмы стоит посетить в Крыму ?

Текие-Дервиш, синагога, кенасы - какие храмы стоит посетить в Крыму ?

В Крыму находятся множество храмов разных народов. Фото с сайта http://uakrim.net

В Крыму на протяжении тысячелетий рядом друг с другом проживали народы разного вероисповедания. Караимы, турки, армяне, греки, татары и каждая нация оставила свой след в архитектуре и культуре полуострова. Теперь благодаря им мы можем прикоснуться к истории, приоткрыть завесу прошлого и перенестись в древнюю эпоху.

Например, в Крыму всегда была многочисленна армянская община. Сохранилось несколько древних армянских храмов ХIV-ХV вв. Это, прежде всего монастырь Сурб-Хач под Старым Крымом, армянские церкви в Феодосии.

В XIII веке в Крым пришёл ислам. И целых четыре столетия большая часть населения Крыма исповедовала эту религию. Некоторые памятники той эпохи сохранились и сейчас восстанавливаются. Это мечети Кебир-Джами в Симферополе, Джума-Джами в Евпатории, Тохталы-Джами в Бахчисарае, Аджи-бей в Судаке, Муфтий-Джами в Феодосии, мечети Бейбарса (самая древняя в Крыму) и Узбека в Старом Крыму. Но большинство исламских памятников, к сожалению, безвозвратно утрачено.

Есть в Крыму храмы других конфессий - католические соборы, лютеранские кирхи, синагоги и другие храмы, караимские кеннасы.

Караимские Кенасы

Караимы в Крыму появились в 8-12 веках н.э. Сейчас насчитывается всего 2000 караимов по всему миру. Поэтому то культурное наследие, которые удалось сохранить этой нации так ценно сейчас. В старинной Евпатории как раз и можно познакомиться с одной из караимских достопримечательностей– кеннасами.

Их строительство началось в 1803 году. Да и место для постройки было выбрано не случайно, раньше здесь был караимский храм. О важных событиях из жизни караимов можно узнать по мраморным плитам. Самая древняя плита датируется 1790 годом.

Караимские кенасы – это целый комплекс построек, который соответствует размерам двора скинии библейского периода. Летом по дворикам можно пройтись под тенью винограда, который так разросся, что создал посетителям комфортные условия для осмотра. Есть также мраморный дворик, двор ожидания молитвы, Большая и Малая кенасы, монумент Александру I, который посетил Караимские кенасы в 1825 году, здание религиозной школы, этнографический музей, библиотека, клубная комната. Но все настолько компактно расположено, что осмотреть все достопримечательности можно за короткое время. А в лапидарии сохранились остатки надгробий караимского кладбища. На территории кенас нет никаких могил, только мраморные памятники. В настоящее время на территории проводятся экскурсии, работает караимская библиотека "Карай-битиклиги", а также размещены небольшой музей караимской культуры и кафе караимской кухни.


 

Храм Текие-Дервиш

Это одно из первых культовых сооружений турок-османов на Крымском полуострове и одна из старейших построек средневековья в Евпатории (16-18 века). Представляет собой двухэтажное здание, которое выходит фасадом на улицу Караева, и мечеть Шукурла-эфенди с последним сохранившимся в Евпатории минаретом. Текие - монастырь странствующих мусульманских монахов.

Сюда приходят на экскурсию туристы со всего мира. Прикоснуться ладонями к святым стенам минарета и храма. Зарядиться положительной энергией и узнать о традициях и жизни дервишей. При храме работают мастера и умельцы народного творчества, которые создают своими руками удивительные вещи – ручную вышивку золотыми нитями.

Синагога Егие Капай

Здание было построено по проекту архитектора А.Л. Генихана в 1911 году. Первая общественная молитва в синагоге состоялась в 1912 году. Ее смело можно назвать культовой постройкой, которая имеет в плане базиликальную форму. Она выполнена из желтого мамайского известняка Ремесленная синагога остается единственной иудейской постройкой Евпатории.

Находится в старом городе, рядом с остальными не менее известными достопримечательностями.


 

Мечеть Джума-Джами

Храм был построен спустя год после коронации крымского хана Девлет Гирея в 1552 году. Под сводами нового храма оглашалось полученное в Стамбуле право на крымское ханство, скрепленное здесь же подписью хана в специальном акте, который всегда хранился в мечети. Кстати эту мечеть спроектировал самый известный в Турции архитектор Ходжа Синан который в свое время создал мечеть Сулеймание и мечеть Шехзаде в Стамбуле.

Строительство мечети велось долго, потому что Ходжа Синан возводил одновременно в Стамбуле мечеть султана Сулеймана I, кроме этого не хватало средств, много денег уходило на ведение войны с Иваном Грозным.

После того момента, когда строительство мечети было завершено она подвергалась многочисленным переделкам и реставрациям. Например, были полностью восстановлены два минарета, которые обрушились в начале XIX века в результате землетрясения.

Сейчас даже христиане могут приоткрыть завесу мусульманских обрядов и зайти внутрь мечети, воочию увидеть ее убранство. В Евпатории проводятся экскурсии для всех желающих узнать побольше о Джума-Джами.

Мечеть Кебир-Джами

Это выдающийся архитектурный памятник и старейшее здание Симферополя. Построена мечеть в 1508 году, об этом свидетельствует надпись перед входом. Правда, мечеть потерпела за свою историю печальное событие – пожар. Но ее в 1740 году восстановили и впоследствии неоднократно перестраивали. Последний раз реставрация прошла в 1995 году.

В архитектурном плане мечеть как настоящая базилика. Эту форму арабы в своё время позаимствовали у византийцев.

Можно увидеть разнообразие фасадов, два варианта окон: прямоугольные и круглые. А стены храма были сложены из ракушечного камня на глиняном растворе. Их регулярно белили. По мнению историков предполагается, что белизна стен мечети дала название средневековому городу Ак-Мечеть (Белая Мечеть).

Немецкая кирха

Этот лютеранский храм построен в 1887 г. жителями немецкой колонии. Сохранилась даже надпись в готическом стиле: "Да будет мир на этом месте. Так повелел Бог Саваоф".

О том, что на месте кирхи была немецкая колония напоминают остатки старого кладбища на высоком холме при въезде в поселок. Сейчас тут по-прежнему выставляются картины и одновременно проводят свои богослужения евангельские христиане-баптисты. Небольшая площадь вокруг кирхи осталась незастроенной.

Можно сказать – это музей под открытым небом. А рядом, за невысоким железным заборчиком, хранятся несколько могильных плит бывшего судакского кладбища, которые удалось сохранить при его сносе. Среди них — надгробные плиты членов семьи Стевенов, артиста Петербургских императорских театров Кондараки. После Великой Отечественной войны в кирхе находился клуб и кинотеатр. В последние годы в ней располагается выставочно-экспозиционный зал музея-заповедника "Судакская крепость".

Мечеть Аджи –Бей

Татарская мечеть находится в селе Дачное, правее шоссе Судак-Грушевка. Возведена в конце XVIII в., и использовалась по прямому назначению до 30-х годов ХХ века. После закрытия мечети в ее помещении находился клуб, в послевоенный период здание приспособили под общежитие.

Возведена в конце XVIII века. К сожалению, сегодня здание мечети частично утратило свой облик. Внутренняя перепланировка сильно исказила первоначальный интерьер помещения.

В конце 40-х годов пришел в запустение и был разрушен фонтан, который находился рядом с мечетью. По свидетельству старожилов, подвод воды осуществлялся к фонтану по керамическим трубам. Трубы прокладывались австро-венгерскими военнопленными в годы первой мировой войны.

Армянская церковь

Ялта также может похвастаться своим храмом. Кто-то может сказать, что церковь по стилю напоминает известный, и один из самых древних, храм Рипсиме (7-12 века), который находится в Эчмиадзине. Хотя строительство этого здания было с 1909 по 1914 годах архитектором Г. Тер-Микелова.

Находится церковь на крутом слоне горы, и ведет к ней очень красивая лестница в обрамлении кипарисов. Изящный купол армянской церкви внутри красиво расписан. У храма есть два входа: один ложный, другой настоящий. К ложному входу ведет лестница с кипарисами, и он представляет собой обычную нишу. Центральный же вход в храм находится с западной стороны, к нему также ведет лестница, которая отходит от центральной лестницы. Внешний фасад храма много украшений не имеет. Зато внутри художники создали декоративные детали интерьера храма, много инкрустаций и мраморных деталей.


Монастырь Сурб-Хач

Это не только религиозный памятник, но и памятник средневекового зодчества - один из самых древних на Крымском полуострове. Построили монастырь в 1358 году в живописном месте на склоне горы. Он даже больше похож на крепость, а его колокольня напоминает сторожевую башню.

Монастырский комплекс состоит из главной, соборной, церкви, в ней пристроен гавита (притвора с колокольней), кухня, два этажа келий монахов и различных хозяйственных помещений. Все здания монастыря расположились вокруг двух двориков. Стоит отметить, что из сохранившихся хачкар (посвященные камни с изображением креста) самый древний датируется 1551 годом.

Сейчас монастырский комплекс Сурб-Хач - это памятник государственного значения и охраняется Украинским государством, как ценность архитектуры и истории.


 

Мечеть Муфтий Джами

Эта мечеть единственное мусульманское культовое сооружение, сохранившееся в городе от периода турецкого владычества. Построена она былав 1623 году в традициях османской архитектуры.

На южной стороне расположена алтарная часть с михрабом. Храм имеет три входа: главный - северный, западный и восточный. Винтовая лестница храма ведет на резной обходной балкон. Внутри храма сохранились фрагменты росписи.

Перед мечетью находилось дюрбе, в настоящее время не сохранившееся, строение упоминается многими путешественниками, посетившими город в 17-18 веках.
В 1975 году произошла глобальная реставрация мечете благодаря которой теперь можно увидеть ее в первоначальном виде.

Мечеть Тахталы-Джами.

В переводе означает мечеть из досок. Свое название она получила из-за того, что кладка стен была выполнена с деревянными связями.

Построена мечеть в 1707 году на правом берегу реки Чурук-Су
Сейчас, посетив эту мечететь мы сможем увидеть ее каменный фасад, снаружи она облицована обработанным камнем порядовой кладки с чередованием широких и узких рядов. Окна полуциркульные, с восточной стороны прямоугольные.

С северной стороны под одной крышей с основным объемом здания — широкая терраса с входом в мечеть и во двор. В северо-западном углу мечети возвышается шестнадцатигранный минарет, сложенный из обработанного камня, с небольшим балконом, украшенным резьбой.

Караимские кенасы