История Крыма: Трамвай желаний (к 100-летию Евпаторийского трамвая)

История Крыма: Трамвай желаний (к 100-летию Евпаторийского трамвая)

Трамвай желаний" - именно так называется экскурсионная поездка по древнему городу-курорту. В рекламе тура есть интересная фраза: "Мы — жители города, по праву гордимся такой находкой. Евпатория — это единственный город в Крыму, где сохранились трамваи, и единственный город в мире, где существует трамвай желаний".

И действительно, из четырех крымских трамвайных линий до своего столетия дожил только евпаториец. В Севастополе и Керчи движение данного вида электротранспорта было уничтожено во время немецко-фашистской оккупации. А после освобождения городов-героев было принято решение не восстанавливать трамвайные пути и депо.

Симферопольский трамвай все же восстановили, однако в 1970-м решили отдать предпочтение троллейбусу и заменили им старенького "рогатого". Две разрушительные войны (Гражданскую и Великую Отечественную), которые нанесли существенный урон полуострову – пережил только евпаторийский трамвай . Ну а сегодня он даже является одной из визитных карточек города-курорта.

Потребность в общественном транспорте у маленькой Евпатории возникла лишь с началом дачного строительства в западной части города и после открытия в 1887 года грязелечебницы у озера Мойнаки. Именно в этом году впервые в городской Думе и заговорили "об организации электротранспорта трамвайной линии". Однако из-за ряда обстоятельств, первый рейс был запущен лишь спустя 27 лет - 10 мая 1914 года. 

02

Протяженность первой трамвайной линии составила 4,5 км. К 1917 году было уже три линии. На них работало 14 новейших электрических вагонов фирмы "Вестингауз", двухосные моторные, с двумя кабинами управления. 

Teatre

После Гражданской войны разрушенный городской электротранспорт восстанавливался четыре года, а после Великой Отечественной – более 10 лет. 
С 1957 года в Евпаторию стали поступать узкоколейные трамвайные вагоны из завода в городе Гота (ГДР). Дело в том, что в Советском Союзе трамвайные вагоны для узкоколеек практически не производились, поскольку такие трамвайные трассы существовали лишь в пяти городах страны (Львов, Винница, Калининград, Житомир и Пятигорск). Выгоднее было покупать вагоны в Европе, где достаточно широкое применение получила именно колея 1000 мм для трамваев.

12

К 1972 году в Евпатории остались одни немецкие трамваи. В конце 80-х им на смену пришла чешская сочлененная "ТАТРА" КТ4SU. До развала Союза в город успели поставить 18 таких машин. 

29b769

Впрочем, ставшие уже раритетом "Готы" все также на ходу. В трамвайном депо сегодня их осталось 9, а самому старому из них – 56 лет.

05

К 2006-му году силами работников депо пожилые "немцы" успешно прошли модернизацию. А в сентябре прошлого года, один такой "тюнинг" евпаторийцам даже удалось обменять в Виннице на Tatra KT4SU. Неравноценный обмен скажите? Ну почему же! На Украине "ГОТЫ" - уже давно экзотика, поэтому данный трамвай винничане переоборудовали под экскурсионный и теперь, взяв пример у евпаторийцев – с успехом гоняют свой "трамвай желаний".

начало 70-х

Впрочем, в преддверие 100-летнего юбилея у работников городского коммунального предприятия "Трамвайное управление имени И.А.Пятецкого" было единственное желание – выжить. С декабря по апрель они не получали зарплату. Увы, но уже много лет единственный на Крымском полуострове трамвай - убыточный транспорт. 

06

Источник: Записки крымского летописца