Как живут секты в Симферополе: благословляют финансы и поют караоке

Как живут секты в Симферополе: благословляют финансы и поют караоке

Фото: washingtontimes.com

Секты многим кажутся каким-то параллельным миром, который существует где-то там, вне их реальности. Между тем Симферополь буквально оккупирован представителями нетрадиционных религий. В крымской столице службы в альтернативных церквах проходят почти каждый день. Журналист "Крымского Телеграфа" посвятил выходные походам по религиозным организациям, выясняя, что скрывается за этими яркими названиями.

Церковь "Новое поколение": "Бог, благослови эти финансы!"

"Клиенты": мужчины 35–50 лет, попавшие в сложную жизненную ситуацию

"Новое поколение". Фото: Крымский телеграф 

 — Благословение! — статный мужчина лет сорока широко улыбается и протягивает мне руку.

— Не знаю, что принято отвечать на ваше приветствие, — оправдываюсь я, протягивая руку в ответ.

— Что-то хорошее, — мужчина улыбается еще шире и убегает ближе к сцене.

— Это наш пастор Олег, — объясняет мне прихожанин церкви — назовем его Виктор, — который здесь выполняет функции охранника. Он такой не единственный: мужчины со специальными бейджами стоят на входе в кинотеатр "Космос", где еженедельно проходят встречи "Нового поколения", и помогают новичкам найти себе место в зале. Меня усадили в одном из первых рядов — наверное, чтобы не сбежала. Виктор в церкви всего несколько месяцев, себя еще не чувствует частью сообщества, что отчетливо заметно при разговоре — вместо "мы" чаще говорит "они".

Пока народ потихоньку собирается в зале, есть время расспросить неофита о порядках в церкви. Но на вопросы он отвечает осторожно, явно стараясь не сболтнуть лишнего. На предположение о том, что "Новое поколение" — это секта, спешит уверить в обратном.

— Да это почти как православная религия, — горячо доказывает мне.

А я интересуюсь, почему же, если все так одинаково, он не ходит в обычный храм.

— Это должно отозваться в душе, ты должен почувствовать, что это твое! — охотно объясняет Виктор. — Можно походить в разные церкви, послушать себя. И когда внутри тебя что-то откликнется, значит, это правильный выбор.

Когда со сцены начинает говорить пастор Олег, мгновенно понимаю, что во мне вряд ли что-то откликнется на его эмоциональный монолог.

— Восславь Иисуса! Выдави это из себя! — хриплым, каким-то демоническим (вот парадокс!) голосом вещает экспрессивный проповедник.

От Виктора узнаю, что пастор Олег живет в Геническе Херсонской области, а сюда приезжает каждую субботу специально на проповедь.

В религиозной литературе можно вычитать, что для американских проповедников служба — это в первую очередь яркое шоу. И на сегодняшнем мероприятии отчетливо видно, что украинские пасторы пошли по уже проторенной дорожке. Служение начинается с песенного представления. Две женщины задорно выводят со сцены: "Не уповай на князей, на царей, только на папочку родного". Заводной мотив, незатейливая, но прилипчивая текстовка — вот тебе и готова молитва нового формата. Однако основной упор делается на речах пастора. Вот он и лицедействует, играя голосом и общаясь с публикой: "Это Божье естество! Скажи „естество“!" И зал покорно повторяет за проповедником отдельные слова, вырванные из контекста.

Контингент в зале собрался такой, для которого вряд ли имеет значение грамотность речи. Сегодня здесь не более тридцати человек — преимущественно мужчины среднего возраста. Проповедники активно "обрабатывают" людей, попавших в сложные жизненные обстоятельства. Нередко при церквах открывают центры реабилитации для алкоголиков и наркоманов. Восприимчивыми к таким проповедям о спасении оказываются и заключенные. И вот для них-то безграмотный язык пастора как раз доходчив и им понятен.

— Есть земля обетованная, там течет молоко и мед... Прикинь, га? — обращается проповедник к аудитории.

В это время по залу пускают бокс для сбора пожертвований. Это служит поводом для очередной — одной из самых значимых — частей монолога пастора. Он пространно рассказывает о важности духовного.

— Ты не просто пришел и кинул десятку — так ты показываешь, что для тебя деньги не важны, — увещевает пастор. И становится понятно, что это лишь подготовка, лишь способ приучить людей легче расставаться с бумажными купюрами.

Когда бокс наконец попадает к нему в руки, он почти кричит: "Бог, благослови эти финансы!" Неожиданно пластиковая коробка выпадает из его рук, и деньги разлетаются по полу.

Виктор заранее предупредил меня, что после проповеди пастор вызывает новичков на сцену и молится вместе с ними. В различных церквах сразу происходит и "рукоположение" — духовный наставник кладет руку на голову неофита и вселяет в него "Святой Дух". Психологи говорят, что именно после этого жертва окончательно попадает на крючок. Общие молитвы с пастором Олегом в мои планы не входят, поэтому спешу заранее ретироваться.

"Посольство Божье": молитва по принципу караоке

"Клиенты": одинокие бабушки

"Посольство Божье". Фото: Крымский телеграф 

Церковь "Посольство Божье" смело можно назвать одной из самых обширных и скандальных в Украине. С 2000 по 2003 год в стране было открыто 256 филиалов этой церкви, а наиболее известным ее адептом стал киевский экс-градоначальник Леонид Черновецкий. До сих пор в СМИ с завидным постоянством появляются новости об основателе церкви — нигерийском пасторе Сандее Аделаджи, которого обвиняли в денежных махинациях.

В Симферополе "послы Божьи" обосновались во Дворце культуры профсоюзов, на улице Киевской. Здесь зал побольше, чем в кинотеатре, но сегодня не заполняется даже половина мест. Программа почти идентична уже виденной в "Новом поколении", только здесь все посолиднее. И религиозный бэнд выглядит профессиональнее, и техника задействована: во время песнопений на экране транслируются слова — такое вот религиозное караоке. Холод в зале весьма способствует тому, чтобы двигаться под музыку. Чтобы хоть как-то согреться, тоже начинаю подтанцовывать и вспоминаю отрывок из интервью с киевским экспертом по нетрадиционным религиям Иваном Боднаруком, который предостерегал: "Если вы почувствуете, как ваша нога топает в такт с музыкой, значит, вы уже частично попали под влияние".

Литература. Фото: Крымский телеграф 

Перед началом службы на сцену зовут детей из зала. Выбегают полтора десятка малышей, на вид от четырех до десяти лет, их приглашают вслух помолиться со сцены. Уже давно, видимо, привыкшие к этому дети старательно просят Господа о благословении, после чего ребят уводят из зала на специальную детскую службу. А с оставшимися взрослыми "работают" по накатанной схеме: некоторые слова повторяются по нескольку раз, речь изобилует навязчивым "аллилуйя". Правда, женщина-проповедник говорит грамотным и спокойным голосом, но харизмой тут и не пахнет, так что все скорее напоминает скучную лекцию в вузе. Проповедница, так же как и ее "коллега" из "Нового поколения", отдельное внимание уделяет "десятине", которую нужно отдавать церкви. И аналогичный бокс для пожертвований пускается по залу. Заглядываю в коробку — она полупустая. Вряд ли собранных денег хватит, чтобы покрыть расходы на аренду такого зала. Откуда же деньги, сестры и братья? В открытую интересоваться страшно — как раз накануне читала об избиении журналиста в церкви "Возрождение" в Киеве.

Аудитория в этом зале кардинально отличается от предыдущей паствы — собрались в основном бабульки. Для них тут явно интереснее, чем дома перед телевизором, да и "напрягаться" так, как в православной церкви, не приходится — здесь хоть и принято вставать во время песен, но основную часть службы можно сидеть.

"Посольство Божье" привлекло африканских студентов. Фото: Крымский телеграф 

Холод, однотипные песни и нудная проповедь о "проблемах как о благословении" гонят меня прочь из зала. Однако на первом этаже ДКП из-за закрытых дверей неожиданно слышу безумные крики и завывания, словно как раз в эти минуты проходит процесс экзорцизма. Оказывается, что здесь проходит еще одно собрание церкви "Посольство Божье", только англоязычное. По всей видимости, на службу собрались африканские студенты симферопольских вузов. Поющая на английском  молодежь в уютном маленьком зальчике смотрится гораздо колоритнее и органичнее, чем наши бабушки с молитвенным караоке.

 "Радастея": "Вы меня полюбите уже сейчас"

"Клиенты": женщины всех возрастов, пытающиеся изменить жизнь

Собрание. Фото: Крымский телеграф 

Небольшой салон магазина завешан портретами. С каждой стены смотрят хитрые глаза полной, холеной женщины — Евдокии Марченко-Лучезарновой, основательницы "Радастеи". Здесь продаются лишь ее книги. Она издает их, наверное, не реже чем раз в месяц, — полки ими щедро заставлены (как позже выяснилось, написала Евдокия более четырехсот книг!).

— Вы на лекцию? Заходите, пожалуйста. Сейчас подождем других и будем начинать! — две сотрудницы магазина крайне любезны и улыбчивы. Такая услужливость легко объяснима — кроме меня с подругой, лекцию ожидает всего лишь один человек, и упускать потенциальных клиентов ни в коем случае нельзя.

Разговорчивая тетенька подводит к стендам с книгами и начинает тараторить о Марченко и ее стихотворениях, через которые автор якобы распространяет свои "откровения". Вообще "Радастея" — это не совсем церковь, а общественная организация, но, если верить критике богословов и психологов, учение Лучезарновой основано на религиозных доктринах неовосточного и неоязыческого толка.

Лекция начинается с показа документального фильма о Марченко. Сосредоточиться на ахинее о ритмах сложно, гораздо интереснее разглядывать магазин, где на стенах, помимо портретов, развешаны листочки с надписями типа "Поль июръ поль аиръ илиръ". Наверняка таится в этом некий глобальный смысл, несущий свет и радость. В мое сознание параллельно пробиваются отдельные фразы гуру, вещающей с экрана: "Вы меня поймете чуть позже, а полюбите уже сейчас", "Кто со мной встретится, у того исполнятся три желания. Я родилась в селе Щучьем, поэтому — по "щучьему велению, по моему хотению", "Когда моими последователями станут все, мир станет гармоничен". После лекции сотрудница магазина снова объясняет нам, что "ритмомеры" — особым образом построенные курсы "Радастеи" — спасут нас от всех проблем. Перспектива избавиться от жизненных трудностей, конечно, заманчива. Тут же нам сообщают и стоимость — 600 гривен за курс. Обещаем подумать. Но отпускать просто так нас явно не намерены. Продавщицы настойчиво уговаривают приобрести хотя бы "самую дешевую" (около 40 гривен) книгу Марченко. В руки попадается брошюра "Секс или любовь?".

— Марченко написала ее, объясняя, что невозможно совмещать любовь и секс, — любезно объясняет нам сотрудница "Живой книги". — А потом переосмыслила и через два года написала "Любовь и секс"...

На этих оптимистических нотках наконец вырываемся из магазина, так ничего и не купив.

Фото: Крымский телеграф 

Мнение

Протоиерей Максим Кондаков в Таврической духовной семинарии ведет "сектоведение" — к кому, как не к нему, обращаться за комментарием по этой теме.

— На мой взгляд, деятельность сект сейчас не так заметна, — рассказывает протоиерей. — Те движения, которые пришли к нам из-за рубежа, поначалу воспринимались на ура, с охотцей. Но разломанные семьи, изуродованные судьбы расставили все точки над i. Будем надеяться, что криминальные моменты уже в прошлом. Если секты находятся в правовом поле, ведут свою проповедь, не нарушая закон, не провоцируя людей, не разжигая межрелигиозную рознь, то мы не имеем ничего против, потому что православная церковь не занимается противодействующей работой.

После слов батюшки о межрелигиозной розни вспоминаю, как пастор Олег из "Нового поколения" во время службы разорялся: "Нет рясе, бороде, кресту! Этого же нигде в Библии нет!" Вот тебе и "почти православие". Прошелся агрессивный проповедник и по мусульманам, которые, на его взгляд, слишком чистоплотные. Но вряд ли кто-то придет "пожурить" свободного в выражениях пастора.

Официально

В пресс-службе крымской милиции сообщают, что контроль за деятельностью религиозных организаций не осуществляется. Главный специалист Центра общественных связей ГУ МВД Украины в АРК Ольга Богославская подчеркивает, что милиция проводит проверку лишь по поступившим заявлениям.

В прошлом году такое было зарегистрировано одно. Гражданка России обратилась в правоохранительные органы с информацией о том, что крымский создатель школы духовного развития "Дети третьего тысячелетия" Валерий Маржин организовал оздоровительный лагерь, где соблазняет женщин, заставляет их продавать свои дома, а деньги забирает себе.