Испытано на себе: как журналист стал  живой статуей  в Крыму

Испытано на себе: как журналист стал "живой статуей" в Крыму

Живые статуи из Евпатории. Фото: Республика

Евпаторию выбрали не случайно: местный театр живых скульптур – лучший в Украине. Здесь умеют делать из обычных людей бронзовых гладиаторов, милых серебристых ангелов и мраморных королей. А поглазеть на вечерние уличные шоу стягивается местный и приезжий народ.

"Главное, постарайтесь привлечь к себе публику"

"Во многих европейских городах искусство уличных живых статуй сошло на нет, – рассказывает Виктор Арихин, директор Евпаторийского городского центра досуга, объездивший полмира со своим театром живых скульптур. – На площадях Амстердама, Рима, Парижа стоят актеры в примитивных масках и костюмах, просто вымогают деньги у туристов. А все хорошие профессионалы работают на фестивалях, корпоративах и по приглашениям. Раньше, когда мы ездили, я старался у них учиться, а сейчас мы сами можем многих поучить".

В евпаторийском театре живых скульптур создали 80 образов: от девушки с веслом и Остапа Бендера до римского воина и крымскотатарского хана.

"Самое сложное – не сшить костюм, а найти актера, способного сыграть этот образ, – объясняет Арихин. – Не хочется, чтобы наши статуи просто стояли и за гривну делали кивок головой или поклон. Планируем наладить работу по-новому – чтобы зритель получил целую театральную миниатюру, с сюжетом – комическим или трагическим".

Мне, новичку в мире живых изваяний, понятно, такое сложное выступление в первый раз не доверяют и предлагают "постоять" крымским ханом. Тоже неплохо.

Лицо покрывают толстым слоем грима. Фото: Республика.

"Постарайтесь привлечь к себе публику, – советует Виктор Арихин. – Часть людей примет вас за настоящую статую – попробуйте их в этом эффектно разубедить: жестом, взглядом, поклоном. Втянитесь в игру сами и втяните публику. Ну ладно – идите гримироваться!"

"Недоволен хан, мало денег положили"

"Очки придется снять, – говорит Алина, в ее руках банка с золотой краской. – Не переживайте, это очень качественный аквагрим. Легко смывается, не вызывает раздражения. Такой используется практически во всех театрах".

Алина – профессиональная актриса, закончила Киевский университет Карпенко-Карого, сыграла около сорока ролей. Потом приехала в Евпаторию и сейчас работает в Центре досуга: гримирует и обучает "живых статуй".

Прохладные прикосновения кисти с гримом мне нравятся, неприятно только, когда красят веки. Волоски макияжной кисточки щекочут ресницы, а порой, кажется, лезут прямо в зрачок. Приходится терпеть.

"Глаза очень важны для создания эффекта живой статуи, – рассказывает Алина. – Смотреть надо в пол, под углом 45 градусов, во взгляде обязательно должна быть мысль. Вы, например, в образе хана, должны помнить, что правите целым миром. Ну, попробуйте! Нет, не надо „втычить“ в пространство… Ладно. Еще вы должны помнить: статуя не разговаривает и не улыбается – это полностью разрушит образ. Двигаться, менять позы, конечно, можно. Но постарайтесь делать это плавно, как будто ваше тело налито водой".

Снимок на память. Фото: Республика.

Быть ханом сложно: нужна ровная осанка, гордо вскинутая голова и глаза, наполненные государственными думами. Но если честно, мысль у меня сейчас одна: под тяжелым, толстенным ханским халатом с меня градом течет пот и хочется, чтобы побыстрей задвинули на постаменте в тенек. Я там замру и буду тихо стоять, наслаждаться прохладой.

…Через полчаса ватага статуй идет по раскаленной евпаторийской брусчатке в исторический центр города. Ангел, хрупкая девчушка, тащит огромные бутафорские крылья. Мадам в костюме девятнадцатого века перепрыгивает лужи. Юбки поднимаются, открывая ноги в современных сандалиях. Девушка в облегающем трико с веслом на плече что-то рассказывает мушкетеру. Выглядит это, наверное, забавно: прохожие снимают на мобильные телефоны и улыбаются.

Меня ставят на тумбу, Виктор Арихин, в поклоне, обмахивает мое ханское одеяние денежкой – "на удачу" – и исчезает расставлять следующие статуи. Пытаюсь вспомнить все, что мне говорили: выпрямляюсь, вскидываю высоко голову, глаза – в пол под углом 45 градусов. Взгляд – задумчивый и проницательный, я – хан… Хан!

"О, какой „золотой“ мальчик, – заглядывает мне в глаза бабуля в белой шляпе с широченными полями. – Это хан… А хан нам улыбнется? А если бабушка ему расскажет анекдот? Хороший анекдот! Ну, улыбнись, чего тебе жалко?"

Это евпаторийки почтенного возраста так развлекаются на променаде, зная, что статуям нельзя смеяться. Я закрываю глаза и стараюсь не улыбаться. Напротив меня, через дорогу, замерла в красивой позе барышня в костюме XVII века. К ней уже подошла ребятня сфотографироваться. Краешком глаза вижу, как кладут в банку денежку, а моя коллега "оживает" и легким кивком головы приветствует своих почитателей. Возле меня тоже, кажется, созревает первый клиент: девочка лет пяти дергает маму за шорты. Идут фотографироваться, кладут мне две гривны. Ура! Первый заработок. Учтиво кланяюсь и снова буравлю глазами камни брусчатки. Кажется, сделал все очень хорошо и выразил свое удовольствие моим первым клиентам.

"Видишь – недоволен хан, мало денег положили, – неожиданно слышу трактовку моих „па“. – Жадный какой. Ну ладно, пойдем. Вон дама стоит, может, она хорошая".

Ребенок показывает мне язык, пара удаляется. Как сложно, оказывается, продемонстрировать свою благодарность, если ты безмолвная статуя величественного хана. Сказать "спасибо" куда проще, но тогда разрушится вся атмосфера затейливой игры.

"Это у тебя навыков нет. Надо было расслабиться"

В живые статуи, как правило, идет молодежь: студенты театральных вузов, школьники и просто безработные. Актеры с именем на мостовые выходят неохотно. Работа пыльная, тяжелая и неблагодарная.

Живые статуи. Фото: Республика.

"Ближе к вечеру, когда народ разговеется горячительными напитками, бывали неприятные эксцессы, – вспоминает журналист „Республики“ Алексей Вакуленко, который в юности проработал живой статуей два лета подряд. – Могут тыкать пальцами в живот или пытаться столкнуть с тумбы. Однажды, когда я увлекся ролью, вошел в транс, на меня накинулся сзади пьянчужка – напугать хотел. Конечно, такие выходки раздражают. Хочется дать по лицу, но приходилось сдерживаться: я же в образе, на работе".

…Я выдержал один час пятнадцать минут: тюрбан надавил уши, затекли ноги. Болели мышцы всего тела: оказалось, я волновался и просто "зажался". Но самое страшное происходило с моими ступнями. Через сорок минут в роли статуи, мне показалось, что изнутри тумбы, на которой я стоял, какие-то маленькие и злобные существа вбивают в пятки острые гвоздики. С каждой минутой гвозди все глубже входили в ноги. Пошевелиться и сменить позу было сложно: тумба на брусчатке предательски "играла", норовя скинуть мою царственную персону "золотым" фейсом в асфальт.

"У тебя просто нет навыков, – рассмеялась Алина. – Надо было расслабиться".

В моей банке оказалось семь честно заработанных гривен. У других ребят к тому времени было в два-три раза больше, а усталости на лицах – намного меньше. Ну а тем, кто думает, что быть статуей – это легкий заработок, попробуйте. Натяните на голову плед, укутайтесь одеялом и влезьте на табуретку. Постойте часик-полтора, элегантно меняя позы. Как вам? А теперь без слов, не улыбаясь, изобразите, например, довольного ангела.

Сколько платят?

В Украине, как правило, статуи "работают" четыре часа в день. Работа оплачивается в зависимости от уровня мастерства артиста и города, в котором происходит уличное шоу.

Евпатория: от 50 до 150 гривен

Одесса: от 80 до 200 гривен

Киев: от 100 до 300 гривен

Львов: от 40 до 130 гривен

Работать можно не только на площадях и улицах, но и на корпоративах и вечеринках обеспеченных людей.

История

Необычный аттракцион появился в конце ХХ века в Барселоне. Придумали забаву три клоуна: Тонио, Пе-пе и Пако. Они гримировались "под статуи", но замирали в забавных, а не величественных позах. За брошенную монетку благодарили каким-нибудь трюком. Развлечение понравилось горожанам и туристам. Незапатентованную идею быстро скопировали в разных странах, добавив и украсив на свой лад, в соответствии с национальными пристрастиями к героям и темпераментом.

Источник: Республика. Еженедельник Крыма