На Хыдырлезе принято танцевать и веселиться. Фото: turk-media.info
Хыдырлез - крымскотатарский национальный праздник, отмечается в начале мая массовыми гуляниями. В этот день выпекают хлебцы - калакаи, по которым можно определить, каким будет урожай. Принято считать, если калакай упадет лицевой стороной вверх - будет хороший урожай, если наоборот - год будет неурожайным. Веселье заканчивается массовым исполнением танца Хоран.
В Предгорном Крыму до 1774 года, до депортации православного населения, Хыдырлез праздновался как общий праздник с соседними православными деревнями, пишет пресс-служба органов власти Нижнегорского района Крыма.
Помогите журналистам Vgorode.ua делать свою работу. Поддержите финансово >>> ❤Хлебец къалакай. Фото: qirim.com.ua |
Название праздника Хыдырлез включает два мусульманских имени святых (Хыдыр и Ильяс), с которыми связаны многочисленные легенды Хыдыр или Хыдр (по арбски ал-Хидр или ал-Хадир), - исламский святой. Заранее отмечено, что Хыдыр является проповедником и ему богом дарована вечная жизнь. Он постоянно поддерживает у мусульман веру аллаха, оказывает помощь тонущем в море, помогает тушить пожары, ограждает от краж и злых духов. Аллах же помогает ему принимать правильные решения и опекает его. Святой Ильяс – проповедник – один из пророков библейского Ильи. По преданию, Аллах даровал ему власть над громом. Он хранит источники, оберегает скот.
Борьба куреш. www.liveinternet.ru/users/alex_rest/post217416139 |
Накануне праздника хозяйки затевают тщательную уборку по всему дому, так как, по поверью, грязный дом Хыдырлез не посещает. Вечером хозяйки выпекают къалакай (круглые хлебцы), кобете. В селах рядом с джами (мечетью) молодежь готовится разжечь костер. Вечером к этому месту собираются жители всего села, как мужчины, так и женщины с детьми. После вечернего намаза (молитвы) самый уважаемый житель села разжигает костер и первым прыгает через него, а за ним остальные мужчины, затем юноши и мальчики, потом мужчины уходят, остаются женщины, девушки, девочки.
За это время пламя костра угасает, и тогда начинают прыгать через костер женщины. Первыми прыгают пожилые, затем молодые, после них девушки и девочки. Вечером хозяйки рассыпают по подоконнику горсть пшеницы, скот выводят из хлева и окуривают его дымом от дурного глаза. В день праздника после утренней молитвы хозяйка доит корову, овец и обрызгивает молоком вход в хлев.
Праздничные выступления. Фото: qirim.crimea.ua |
В основном этот праздник крымские татары стараются проводить на природе, вблизи родника. На поляне заранее устанавливаются качели. Девушки увивают их цветами. В играх и танцах молодые люди могли познакомиться, парни дарили девушкам платки, а если получали их обратно уже с вышивкой – это был и знак симпатии, и некий экзамен на рукоделие для женщин из семьи будущего мужа. Женщины обсыпают друг друга зеленью на будущий урожай, а старики катают круглые лепешки для гадания.
Неотъемлемая часть праздника – это спуск с горки заранее испеченного къалакая. Если хлебец упал лицевой стороной вверх, то будет хороший урожай, а если наоборот, то год будет неурожайным. Повсюду слышны песни, все танцуют, везде веселье, смех, мужчины состязаются в борьбе куреш. Всеобщее веселье завершается обязательным исполнением общего танца Хоран.