Один день на военном корабле в Севастополе: экскурсия на украинский корвет  Тернополь

Один день на военном корабле в Севастополе: экскурсия на украинский корвет "Тернополь"

Экскурсия на корвет «Тернополь». Фото: respublika-krim.livejournal.com

"Республика" провела день на противолодочном корвете "Тернополь" – самом молодом корабле украинского военного флота. Мы увидели быт военных моряков, который обычно скрыт от посторонних, - и выбрали самые яркие детали для этого репортажа в картинках.

 Корвет "Тернополь".

Лица "Тернополя"

Наш "экскурсовод". Заместитель командира корабля капитан третьего ранга Александр Сердюк. В это крепком молодом мужчине сразу чувствуется "военная косточка": отец, дядья и братья тоже выбрали армейскую карьеру. Они танкисты, а Александр предпочел море. В 14 лет поступил в военный лицей, потом окончил военно-морской институт. На флоте 11 лет.

 Заместитель командира корабля капитан третьего ранга Александр Сердюк.

Старший боцман. Владимир Андриевский прослужил на флоте 18 лет, начинал матросом, теперь мичман (по сухопутному – прапорщик). На "Тернополе" служит со дня приема корабля в состав ВМС. "Я ведь за ним еще в Киев ездил, на судостроительный завод. Мы с ним столько всего вместе повидали! Штормы, бури, учения, тревоги. На „Тернополе“ служить интересно. Мы часто выходим в море. Там сложно, зато в „средиземке“ (так на флоте называют плавания в Средиземное море – „Р“) очень интересно. В Греции были, Израиле, других странах. Конечно, мы не туристы, но все равно есть время на экскурсии, погулять по незнакомым городам". 

 Старший боцман Владимир Андриевский

Вахтенный. Евгений Помаран дежурит на посту № 1 – у трапа, "при входе" на корвет. Вахта на корабле длится четыре часа. "Сегодня стоять несложно,?– рассказывает 22-летний Евгений.?– Солнышко светит, ветра нет почти. Тяжело бывает на морозе зимой или в ливень. Вот тогда попробуй четыре часа выстоять! А так – ничего сложного. Следишь, чтобы концы не перетирались (указывает на канаты, которые удерживают судно у берега). И еще смотришь, кто уходит, кто приходит".

 Евгений Помаран, вахтенный. 

Капитанский мостик.  Проектировался "Тернополь" до века компьютеризации и нанотехнологий. В системах управления нет ничего инновационного, выглядят они очень просто. Зато работает все исправно.

 Капитанский мостик.

Торпедный аппарат. Самое грозное оружие "Тернополя" для борьбы с целями на воде. На корабле их четыре. По два на левом и правом борту.

 Торпедный аппарат.

Кок. Матрос Богдан Кочергин в одиночку кормит весь экипаж. Сегодня на корабле отключили свет, но обед будет по расписанию – в 12 часов. На первое борщ, на второе картошка с мясом, еще салат и чай.

 Матрос Богдан Кочергин в одиночку кормит весь экипаж.

"В море сложнее: на корабле больше людей и рацион усиленный – больше мяса. Обычно гуляш делаю или из фарша что-нибудь. А еще в плавании после полуночи надо сделать для вахтенных матросов ночной чай. А на рейде легче. Вот сегодня в 4:45 проснулся, а в 6:30 завтрак уже готов".

Богдан научился готовить на корабле – сначала был обычным матросом, но уже год с небольшим хозяйничает на камбузе. Коку помогают два матроса: один убирает корабельную кухню и моет посуду, другой занимается сервировкой столов.

Столовая. Эта тесная комната – самое большое помещение на корвете. Столовая рассчитана на 30 едоков: в плавании на корабле находятся 90 человек, но обедают они в три смены. Картины и вышитая крестиком икона – это подарки родителей моряков "Тернополя". В углу старенький телевизор с DVD-плеером – в плаваниях матросы смотрят фильмы. Собрания экипажа, теоретические занятия тоже проходят в столовой.

 Столовая.

РБУ (реактивно-бомбовая установка). Это устройство, похожее на барабан для огромного револьвера, "стреляет" бомбами весом больше 100 килограммов на шесть километров. "В плаваниях мы проводим на площадке рядом с реактивно-бомбовой установкой КВН, устраиваем небольшие концерты, фильмы смотрим, - рассказывает Александр Сердюк. - А то в море работы много, а развлечений мало". Кроме "сцены" на палубе есть турник и боксерский мешок – можно размяться в свободное время.

 Реактивно-бомбовая установка.

Корабельная "библия". Она находится возле поста № 1, вахтенный отмечает здесь, где находятся члены экипажа. Каждый столбец обозначает одну из частей корабля – от носа до кормы. Каждый кусочек резинового жгута на леске – член корабельной команды. Резиночки "путешествуют" по доске, в зависимости от того, где находится офицер или матрос. Если моряк покидает корабль, его "фишка" передвигается влево. 

 Корабельная "библия".

На что мы обратили внимание

На украинском корвете говорят по-русски. Офицеры дают подчиненным приказы и указания на государственном языке, матросы обращаются к командному составу тоже по-украински. Но между собой, в неформальной обстановке, члены экипажа чаще общаются по-русски. В ВМС это не запрещено. Интересно, что после обретения независимости Украине, не имевшей в последние века своего флота, пришлось буквально изобретать свой "морской" язык. Команды, вошедшие в воинский устав 1992 года, разрабатывали с участием ученых-филологов.

Противолодочный, но не только. Официальная характеристика "Тернополя" – малый противолодочный корабль. Но воевать с подводными лодками ему, скорее всего, не придется: на Черном море есть всего одна действующая подлодка – российская "Алроса". Но в случае (не дай бог) боевых действий работа для "Тернополя" найдется – он может поражать любые цели на воде и в воздухе: хоть подлодку, хоть корабль, хоть самолет. Но случая проверить вооружение в деле пока, к счастью, не представилось: стрельбы были только учебные.

Так живут матросы. Кубрик – помещение, где спят рядовые члены команды, - похож на длинный плацкартный вагон. Только койки, кажется, еще уже и короче. Свет внутрь попадает через пару небольших иллюминаторов. Душновато. "Вы бы лучше летом пришли, да еще когда вентиляция не работает", - в шутку сказал нам один из моряков.

 Так живут матросы.

Морская болезнь. Хотя на море была тишь и гладь, на корабле меня моментально покинуло чувство комфорта, а вместо него пришла тошнота. Ощущения очень странные: палуба то уходит из-под ног, то поднимается вверх, будто качаешься на огромных качелях. За время нашей экскурсии я постепенно бледнел, а в конце, по словам фотографа "Республики" Юры, стал даже слегка зеленоватым.

"Это ничего, - успокаивал меня заместитель командира корабля. - Когда в море выходим, морская болезнь начинается у 80% экипажа. Выходишь на вахту и ведро с собой берешь. У кого за день проходит, у кого за три, некоторые неделю мучаются. А есть такие, кому все нипочем".

Честь отдают только офицерам. Когда мы поднимались на борт по трапу, вахтенный вскинул руку к виску в традиционном военном приветствии. Уже через пару минут я с разочарованием узнал, приветственный жест был вовсе не нам, а сопровождающему офицеру – сотруднику пресс-службы флота. "С гражданскими достаточно просто поздороваться", - объяснил матрос Евгений Помаран.

Корабельный колокол. Каждые полчаса им отбивают "склянки". Раньше моряки с их помощью следили за временем. Теперь часы или мобильный телефон есть у каждого. "Склянки" скорее традиция. Колокол – самая блестящая деталь на "Тернополе"

 Корабельный колокол.

Корабль красят каждый год. На "Тернополе" нас встретил аврал – так называют любую спешную работу, которой занята большая часть команды. Корвет готовили к покраске. Оказывается, раз в год корабль обязательно нужно перекрашивать – и в день экскурсии матросы снимали с корвета прошлогоднюю краску – шаркали по металлу цепями и другими подручными средствами. На палубе стоял жуткий гул и скрежет.

На "Тернополе" могут отключить свет. "Свое" электричество на корабле вырабатывается только тогда, когда работает двигатель. А стоя у причала, он подключается к городской электросети. В день нашей поездки в Севастополе отключили свет – и на корабле его тоже не было. Пробираться по узким коридорам нам помогал маленький фонарик. На корабле очень тесно: в дверных проемах с моим ростом (190 см) приходится пригибаться, одновременно перешагивая через высокие пороги.

Источник – Республика. Еженедельник Крыма.