История плато Ай-Петри: кораллы на вершине,  канатка  при царе и первые лыжники-военные

История плато Ай-Петри: кораллы на вершине, "канатка" при царе и первые лыжники-военные

Зубцы Ай-Петри. Фото: titov-serge.livejournal.com

Как только в Крыму выпадает первый снег, сотни желающих бросают свои дела в городе и стремятся попасть хотя бы на денек на плато Ай-Петри. Ведь помимо великолепных пейзажей здесь есть горнолыжные трассы, как для новичков, так и для продвинутых экстремалов. Это все сейчас. А 75 лет назад ни о каком горнолыжном комплексе даже не помышляли. "Комсомолка" узнала, когда начались первые лыжные походы по Крымским горам и каким было плато десятки лет назад.

Суша то поднималась, то опускалась под воду

Вершина Ай-Петри со стороны выглядит, как частокол из каменных столбов. Поэтому ее вершины и называют зубцами.

Трудно поверить, что миллионы лет назад эти высоченные зубцы находились под водой! Но все по порядку.

За 4,5 миллиарда лет тот участок земли, где сейчас находится Ай-Петри, пережил немало изменений.

- Когда-то территория нынешнего Крыма находилась на дне древнего океана Тетис, который существовал здесь до неогенового периода (200 миллионов лет назад. - Прим. авт.), - рассказывают геологи. - Затем его сменило море, у берегов которого находились рифы, а из морских глубин торчали пики гор. Через миллионы лет они снова погрузились в воду.

По словам специалистов, знаменитые зубцы Ай-Петри - это огромный коралловый риф. В начале верхнеюрского периода (около 137 миллионов лет назад) дно древнего моря медленно опускалось, а кораллы разрастались. Через тысячелетия дно перестало опускаться, пошел процесс его подъема. Кораллы без воды прекратили расти.

Зубцы же Ай-Петри появились не сразу, а в результате  выветривания породы.

Зубцы Ай-Петри. Фото: http://titov-serge.livejournal.com

Маршрут проложили военные

Оказывается, популярностью горный массив стал пользоваться в конце 20-х годов до начала "культурной революции".

В 30-х годах здесь уже вовсю работали метеорологическая станция и сезонная турбаза на 50 мест.

- Первые лыжные походы по Крымским горам совершили военные туристы, - рассказывают в Минкурортов АРК. - Тогда, в феврале 1935 года, туристический горнолыжный поход организовал Центральный Дом Красной Армии по маршруту Симферополь - Ангарский перевал - Чатырдаг - Крымский государственный заповедник - Роман-Кош - Кучук-Узенбаш - Ай-Петри. Участниками стали курсанты военных училищ. Цель похода: отработать навыки хождения на лыжах по горам с военным снаряжением, поупражняться в стрельбе, освоить навыки маскировки в зимних условиях.

В этом же году решили оборудовать первую лыжную станцию на турбазе Ай-Петри. Закупили лыжи, экипировку, предназначенную для сдачи в прокат туристам.

Открылась станция зимой в 1937-38 годах. Вот только в зимний период ее посетило незначительное число любителей горнолыжного спорта. Станцию пришлось закрыть по причине нерентабельности.

 На Ай-Петри есть несколько видов трасс: тут смогут покататься и новички, и профи.

В приоритете - состояние трасс

Официально лыжного курорта "Ай-Петри" нет по сей день. Всевозможные кафе, ресторан, горноспасательный пост, домики для туристов, три метеостанции - такая инфраструктура сейчас на самом известном плато Крыма.

- Прокат, подъемники - это все организовали активисты клуба "Ай-Петри" двадцать лет назад, - говорит владелец одной из частных мини-гостиниц на Ай-Петри. - Здесь можно также покататься на лошадях, квадроциклах, попариться в сауне.

Однако на королевские условия надеяться не стоит. Отдых рассчитан на  фанатов горнолыжного спорта, у которых в приоритете - состояние трассы, а не наличие удобств в домиках.

К слову, покататься на лыжах можно на нескольких трассах. Есть для начинающих, так называемый "Лягушатник", протяженностью в 120 метров. А есть и для продвинутых спортсменов. Это дорога со скальными выступами и старыми буковыми деревьями. Самая длинная трасса на Ай-Петри достигает 1020 метров.

 Домики на Ай-Петри лыжники, сноубордисты и просто любители зимнего отдыха бронируют за два-три месяца до того, как выпадет первый снег.

Канатную дорогу строили 20 лет

О создании канатки, по которой можно быстро и легко подняться на гору Ай-Петри, заговорили еще в начале XX века при дворе Николая II. Однако наступившая в то время революция помешала проектам претвориться в жизнь.

В 1950 году императорскую идею повторил Никита Хрущев после сложного восхождения на гору. Спустя 17 лет был заложен первый камень канатной дороги между Мисхором и Ай-Петри. Тогда по проекту кабинки должны были быть открытые, а канаты ложились на скалы. Подумывали даже взорвать часть горы, чтобы скальные массивы не мешали тросам!

Первое испытание дороги "Ай-Петри - Мисхор" прошло 31 декабря 1987 года. Правда, запуск ее произошел только в 1988 году.

- Канатная дорога вошла в Книгу рекордов Гиннеса, - с гордостью говорят сотрудники дороги "Мисхор - Ай-Петри". - Между средней и верхней станциями она имеет безопорный участок протяженностью 1670 метров. Для Европы это рекорд!

Нижняя станция дороги находится на высоте 86 метров над уровнем моря. Всего лишь 15 минут разделяет вас от земли до высоты в 1153 метра, откуда открывается великолепный вид на ЮБК.

Напомним, Дорогу на Ай-Петри закрыли до весны

 Попасть на плато можно на авто по крутому серпантину, а можно и по канатной дороге. Причем на канатке в несколько раз быстрее.

Гитлеровцы разворотили мужской монастырь

Говорят, что во времена Великой Отечественной войны на плато находился мужской монастырь. Тогда Гитлер приказал разобрать его, вплоть до фундамента. А искал фюрер животворящий крест, который был якобы вывезен из Константинополя на Мангуп. Но в военное время Балаклава была захвачена, поэтому крест из тех мест пришлось срочно увозить. Новым хранилищем реликвии определили монастырь на Ай-Петри. Однако поиски Гитлера не увенчались успехом, что неудивительно. И вот почему: по словам старожилов, в тот день, когда перевозили святыню, шел сильный дождь. Повозка сорвалась с горной дороги в пропасть. Телегу и крест завалило камнями. Тайна, где именно это произошло, до сих пор покрыта мраком.

Источник - КП-Крым.