Экстремальный велопробег по Крыму: путешествие по крышам Севастополя и походы в неизведанные бункеры

Экстремальный велопробег по Крыму: путешествие по крышам Севастополя и походы в неизведанные бункеры

Фотопутешесвие по окрестностям Севастополя и Балаклавы. Фото: samnamos.livejournal.com

Одним из своих фотопутешесвий по крымскому полуострову поделился с читателями блоггер из Москвы Sam Namos. Большое путешествие на велосипедах по Крыму заняло у автора и его попутчиков 10 дней. Предлагаем вам посмотреть первую часть интереснейшего фотоотчета с двухколесных прогулок. 

На майские выудил время на вело-поездку по Крыму - пишет блоггер. - Маршрут вышел насыщенным, хотя изначальные грандиозные планы воплотились процентов на 20 от силы. Поездка не обошлась и без приключений, сопровождающих на каждом шагу. Отрывная точка трипа -  Севастополь, где мы пошатали несколько интересных крыш. Затем несколько дней зависли в Балаклаве, наведались в знаменитый недостроенный бункер в горе - Алсу, где застали съемку фильма про войну и толпу народа, игравших в игру на подобии дозора. Добравшись до Алушты, сходили на плато Чатыр - даг и закончили трип в Симферополе. На все ушло около 10 дней. Признаться, раньше я так по Крыму масштабно не ездил - в основном все ограничивалось долиной пещер или археологическими раскопками.

Никогда не пытайтесь поехать на велах в поход на большие расстояния с нераспределенным грузом. Настроение испортите сразу! За спинами у каждого было почти 30 кг веса. В первый же день от груза и очень вкусного Крымского вина пострадал мой велосипед и Ваня. У меня лопнуло колесо, а Ваня не справился с управлением, оставив себе на руке напоминание о поездке в Крым :) После было очень много морок с камерой - заплатка ни в какую не хотела фиксироваться. Ранение пришлось прямо на шов. Еще было много проблем с поиском места, где можно было бы без опасения сбросить велы, чтобы полазить по горам или например сходить в музей в Балаклаве. В остальном - езда по Крыму на веле без груза одно удовольствие. Маршрут вышел разнообразным - всего мы преодолели больше 200 км...

Итак, держим путь в Севастополь. В этот город ведет всего одна колея. Наш поезд (Москва-Питер) простоял почти час, пропуская местные электрички и товарники. На протяжении всего пути, от Симферополя имеется задел для второй колеи, но власти видимо считают такую пропускную способность нормальной.

Сбросив вещи на вписке, мы отправились знакомиться с городом.

В Севастополе я был в незапамятном возрасте и воспоминаний почти не осталось, поэтому открывать его для себя второй раз было очень интересно. Город весь в зелени! Забравшись на высокую точку, видны одни макушки деревьев, которые почти полностью закрывают виды на фасады зданий. Небольшой порт с грузовыми и пассажирским паромами через одноименную бухту. Каждые 20 минут звучит громкая сирена об отправлении. Каково жителям окрестных домов?

До противоположного берега бухты "Севастополь" немногим больше километра. В кадре, слева элитный дом "Мыс Хрустальный".

Встретив высотный Севастополь с крыши строящегося отеля, мы поднялись на один из памятников архитектуры города - дом бывшего конструкторского бюро "Черноморец". Здание выходит главным фасадом на площадь Лазарева. Сейчас внутри находится посольство Армении. Вид на бульвар генерала Петрова.

Город расположен на очень холмистом рельефе, но при этом очень просторный.

На улице устроили пикет какие-то Русофобы.

Еще с крыши стройки мы приметили храм, стоящий на холме. Поднявшись на холм, оказалось, что он к тому же еще и в лесах! Пройти мимо было трудно :) Но перед тем, как подняться, мы решили перекусить в скверике. Рядом расположились мужики лет 40, яро обсуждающие около - промальповские темы. Как - то невзначай завязался с ними разговор, из которого выяснилось, что они только после рабочей смены, реставрировали храм. Над нашей задумкой они только посмеялись, сказав, что она обречена на провал. Неужели?

Церковь очень гармонирует со сквером, в центре которого красуется отец пролетариата.

С купола храма открывается хороший вид на Южную бухту. Мыс "Павловский" со зданием адмиральского корпуса. Кстати, собор - это самая высокая точка города.

С него же в дали мы увидели мачта стадиона, к которому тут же двинулись, но ждал нас там большой облом. От стадиона только мачты и остались. При строительстве архитекторы сделали главный просчет - по сторонам света, в итоге сейчас на месте поля располагается рынок. Рядом высился новый элитный жилой дом, на который мы и попробуем сейчас подняться.

А прорываться на крышу пришлось штурмом, и через 15 минут за нами прибежал ЧОП. Благо дом еще не отошел от строительства и вся крыша была заграмождена материалами, что дало нам фору, и вот мы уже внизу. Консъерж только и успел прокричать в след: "Я вас запомнил!".

Застройка в прибрежной части города точечная. Рядом с двухэатжными хибарами возвышаются высотне дома.

После, мы двинулись сторону Южной бухты. Внимание привлек шпиль с Российским флагом, поэтому пройти мимо было никак нельзя. Как выяснилось, это здание "Матросского клуба". У входа курили 2 внушительные блондинки- бодибилдера. К сожалению не сфотографировал, но внешне выглядели они, как игрушечные. Силы в них не чувствовалось - только большая мышечная масса. В вестибюле их было не менее двух десятков, все они хотели пробиться к фотографу и попозировать. Под шумок этой непонятной тусовки мы оказались на верхушке здания. Площадь Ушакова.

Со шпиля открыватеся вид на Севастопольский вокзал. 2 платформы и всего один путь до Симферополя.

По центру кадра - плавучий док по ремонту кораблей и подводных лодок. На тот момент в доке стояла подводная лодка. Жаль, что мы не поробовали попытаться в нее проникнуть, как оказалось позже, охрана там никакая.

День подходит к концу. Закат мы решили встретить на башенке педагогического колледжа, неподалеку. Уже на подходе к пожарке во внутреннем дворике, мы привлекли внимание охраника из соседнего учереждения. Диалог вышел забавным: - Что вы делаете, туда нельзя!... Или вы из спортивного интереса? Утвердительный ответ его вполне устроил. Он даже обнадежил нас: - Лестница крепкая! Самому приходится иногда лазить по ней... Но вы же точно ничего не замышляете? - Что вы?) Внутри башенки.

Уже знакомая нам площадь Ушакова и здание со шпилем.

На следующее утро мы решили отправиться в Балаклаву. Поставив заплатку на велосипед, мы отправились в путь. Но тут то и начались проблемы с моей камерой. Спустя каждые 1-2 километра приходилось подкачивать колесо. Попытки решить проблему новыми заплатками оказались провальными.

Потратив очень много времени на такой способ передвижения, мы все- таки оказались здесь к вечеру.

В Балаклаве.

Оставшаяся часть дня ушла на поиски ночлега. Как на зло, вещи с велами скинуть было практически негде, и только ближе к ночи мы нашли неприметную заброшенную стройку на склоне горы, где и устроили импровозированный лагерь. В горе была небольшая кладовка, запираемая на замок, где мы и спрятали вещи. Это было изумительно... Со склона открывался потрясающий вид на огни в порту. Мы разожгли костер из досок и продолжили дегустацию вкусного крымского вина...

Объект 825 ГТС - Огромная база атомных подводных лодок в горе. Долгое время объект был законспирирован, а Балаклава являлась закрытым городом. В 90ые этот объект, как и многие другие (например, АЛСУ) был брошен на произвол судьбы. В кротчайшие сроки все оборудование было разграблено, а со временем появились черно метчики, срезавшие остатки железа... К счастью в Балаклаве спохватились. Хоть и большим опозданием, но объект удаось спасти, что не сказать про АЛСУ... В случае необходимости, главный вход перекрывается батопортом - огромной металлической конструкцией, находящейся сейчас в стене. Вес конструкции - 150 тонн.

По людскому ходку попадаем в вестибюль. Далее тянется длинный коридор, преграждаемый двумя массивными гермо- затворами дугообразной формы, и через несколько метров остатки проема еще одного, менее массивного, гермозатвора.

В случае угрозы прямого ядерного удара, объект мог вместить 50 тыс. человек (на момент строительсвта - это все население Балаклавы) и автономно существовать в течении 3 лет. А это неэкскурсионная часть объекта - минно - торпедная часть. На стенах остатки старых инструкций и предостоережений.

Здесь проводилась проверка торпед. Раньше в этих помещениях были установлены рабочие участки, где торпеды заполняли энергокомпонентами, проверяли их электрические схемы, аппаратуру самонаведения, герметичность корпусов. На противоположной стене - остатки от графический схемы.

... Внезапно появилась какая-то старушка, которая была просто в ярости от того, как сильно мы сбились с маршрута :) ... Идем дальше по корридору, в самом конце он резко заворачивает и мы оказываемся в основной части объекта - подземном доке.

Высота арки канала - 18 метров. Глубина дока - 8,5 метров. База могла укрыть 9 небольших или 7 средних подводных лодок и 3000 человек. Справа - сухой док.

Комплекс был способен выдержать прямое попадание ядерного заряда мощностью до 100 килотонн, то есть в 5-7 раз мощнее бомбы, сброшенной на Хиросиму.

Ворота, отделяющие объект 825 (минно-торпедную часть, доки) от объекта 820 (арсенала).

На таких тележках транспортировали боеголовки внутри объекта. Нельзя было допустить ни малейшей искры, поэтому колеса обшивались латунью, а грузовая площадка - алюминием. Торпеды оборачивались деревянным кожухом.

Техническая площадка объекта. Слева - понизительная подстанция.

Вид со стороны входа в объект 820. Также при объекте имеется топливное хранилище, расчетанное на 9,5 тысяч тонн горюче-смазочных материалов. Представляет из себя из две самостоятельные выработоки: насосная станция и склад топлива.

За оставшуюся часть дня, мы решили дойти до так называемой "Бочки смерти". По дороге поднялись на единственную уцелевшую башню Генуэзской крепости.

Город очень красиво вписан между двумя горами. Вообще испытываю большую слабость к небольшим уютным портовым городам.

На самом кончике мыса расположен пост наблюдения за безопасностью мореплаванья.

Окрестности Балаклавы.

С горы Аскети открывается прекрасный вид не только на Балаклаву, но и на простирающиеся за городом виноградники.

"Бочка смерти" - сооружение, из листовой брони нависающее над обрывом, в стенах и полу прорезаны бойницы. В боковых стенах (видимо уже гораздо позже постройки ) были вырезаны прямоугольные отверстия на всю высоту. Изначально таких "бочек" было две - они предназначались для наблюдения за противником и его обстрела. Входила в состав форта "Южная Балаклава", основанного в 1915 г. Форт представляет из себя систему рвов и несколько подземных казематов.

Мыс Айя. Где- то дальше расположен объект береговой ракетный комплекс"Утес", также известный как объект "Сотка". Но день подошел к концу, и мы решили возвращаться в наш импровизированный лагерь.

На этом мы прощаемся с Балаклавой и следующим утром, отправляемся в сторону объекта 221 - ЗКП "АЛСУ".

По дороге к объекту, на повороте с трассы расположена дробильно - сортировочная фабрика для производства щебня. В свое время являлась прикрытием во время строительства ЗКП. Еще до поездки я слышал про подвиги мародеров и чернометчиков в АЛСУ. Как ни парадоксально, но металлический каркас фабрики вполне сохранился, что не сказать про бункер, находящийся в более трудной доступности.

Ругаясь и пыхтя, мы поднялись к западному входу объект. Здесь нас ждал большой сюрприз. Возле маск- сооружения было большое скопление людей и грузовиков, но об этом во второй части обзора :) Продолжение следует ...

Источник: samnamos.livejournal.com