Права священника по КЗОТу: отпуск бери, а о зарплатах и пенсиях забудь

Права священника по КЗОТу: отпуск бери, а о зарплатах и пенсиях забудь

Сегодня священники на дорогих авто - не редкость. Фото: inoforum.ru

Священник – не такая уж редкая профессия. В Крыму около 600 православных храмов, а значит, трудовую вахту у алтарей несут как минимум несколько сот батюшек. В общем, профессиональных пастырей человеческих душ в Крыму больше, чем, например, водителей троллейбусов. Интересно, чем отличается их труд от привычной нам работы в офисе или на заводе? Настоятель одного из крымских храмов рассказал "Республике", как его деятельность вписывается в современный мир КЗОТа (Кодекс законов о труде) и товарно-денежных отношений.

Десятину никто не отменял!

Церковь в Украине отделена от государства, и священнослужитель по закону даже не является работником – действие КЗОТ на батюшек не распространяется. В отсутствие зарплаты каждый из них живет за счет пожертвований своего прихода.

- Церковную десятину никто не отменял, но сейчас ее централизованно не собирают. И, конечно, никто не высчитывает, действительно ли человек пожертвовал десятую часть своих доходов. Все остается на совести верующего: сколько посчитает нужным, столько даст – говорит отец Николай (имя изменено), настоятель одного из сельских храмов Джанкойской и Раздольненской епархии. В сельском районе на севере Крыма, где он служит, за месяц в среднем удается собрать около 500 гривен. Как раз хватает на свечи для храма. Конечно, жить на эти деньги невозможно. Но отец Николай – человек в солидном возрасте и не из бедных. Прежде чем стать священником, он занимался мелким бизнесом, принимал отдыхающих. Сейчас семейными делами заведуют супруга и сын. Священник же с утра до вечера посвящает себя служению. Таких самодостаточных настоятелей, как отец Николай, немного. А бедных приходов хватает. Чтобы они не остались без настоятеля, епархия выплачивает им деньги из епархиального сбора – это такой механизм, позволяющий помогать бедным приходам за счет богатых.

Есть и такие: храм в крупном городе или курортной зоне каждый месяц собирает пожертвований на десятки тысяч гривен. Ежемесячно батюшки направляют в епархию определенную сумму из собранных пожертвований. Если приход небогатый – это около 25 гривен, если богатый – несколько тысяч.

- Если руководство видит, что прихожане бедны, то епархиальный взнос могут отменить вообще. Епархия может даже бесплатно обеспечивать храм подсвечниками, кадилами, нотами для хора, облачением для службы – говорит священник.

В крупных городских приходах батюшки получают что-то вроде зарплаты из этой общей "церковной кассы". Впрочем, суммы небольшие – в Симферополе это примерно две тысячи гривен в месяц.

Требовать помощи от прихожанина, даже очень обеспеченного, священники не имеют права. Перед вступлением в сан подписывают об этом специальный документ.

- А знакомый батюшка из Феодосии вообще сделал все обряды бесплатными, – говорит отец Николай. – Так ему стали жертвовать даже больше, чем платили раньше. Прихожане спорят между собой, все хотят помочь церкви.

Развестись можно, но дальше придется жить одному

Православные священники проводят церковные службы до самого конца земного пути, так что пенсионное обеспечение за счет церковной казны батюшкам не полагается. Единственное, что объединяет труд священника с мирскими профессиями, – это возможность получить больничный лист и отпуск. Больничный выдается в обычном порядке, но батюшки редко этим пользуются.

- Бывает, некоторые по 20 лет служат и ни разу не были в отпуске и не брали больничные. С Божьей помощью переносили тяготы служения, – отмечает священник.

А вот в случае семейных неурядиц батюшки обязаны вспомнить религиозные заветы и терпеть. Если уж жена сбежала или изменяет мужу, то приходится разводиться. Это можно. Только вот жениться во второй раз священник не имеет права. И, разумеется, после развода никаких интимных отношений в его жизни уже не будет. Некоторые, разведясь, уходят в монастырь, но лишь те, кто до этого не успел завести детей. Ведь если разведенный батюшка принимает постриг, его чада автоматически остаются без кормильца.

Откуда "мерседесы"?

Некоторые священники в наше время вообще живут припеваючи. Они больше похожи не на слуг Господа, а на успешных бизнесменов: разъезжают на дорогих машинах, обитают в шикарных особняках. Доходы священника, даже в очень богатом приходе, не позволяют вести роскошный образ жизни, рассказывает отец Николай. Да и не к лицу это священнослужителю. Сами батюшки дорогих автомобилей не покупают. Но нередко состоятельные люди содержат семью священника, который является их личным исповедником. Дарят не только автомобили, но даже дома.

- Так что если вы увидите батюшку за рулем дорогой машины, – значит, 98%, что ему ее подарили – говорит он. На вопрос об оставшихся двух процентах отвечает: - У Христа было 12 учеников, один из них его предал. Так и среди духовенства находятся те, кто пришел в церковь ради денег и карьеры.

Источник: "Республика"