Панорама "Оборона Севастополя". Фото: sev-museum-panorama.com
Вскоре после окончания Крымской войны в России развернулось движение за увековечение памяти героев обороны. По всей стране собирали средства на сооружение памятников. И это не случайно. В 1854-1855 году жители города Севастополя и его защитники явили чудеса героизма. Русские войска, защищавшие город, продержались в обороне 11 месяцев под ежедневным давлением англо-франко-турецких войск. Но все же вынуждены были отступить перед неприятелем, имевшем на тот момент превосходство в военно-техническом отношении перед российской армией. Однако без боя русские город не сдали.
Особенно много было сделано в период подготовки празднования 50-летия обороны (1904-1905). На местах, где располагались бастионы и батареи, появились памятники и памятные доски.
Помогите журналистам Vgorode.ua делать свою работу. Поддержите финансово >>> ❤14 мая 1905 года на бывшем 4-м бастионе открылась панорама "Оборона Севастополя" – "Штурм 6 июня 1855 года" - замечательное произведение мастера русской батальной живописи Франца Рубо, сразу получившее широкую известность. Огромное полотно длиной 115 метров и высотой 14 метров изображает отражение русскими солдатами генерального штурма англо-французскими войсками Малахова кургана и укреплений Корабельной стороны 6 июня 1855 года.
Здание панорамы в 1910 году. Фото: http://sev-museum-panorama.com |
Работы над панорамой начались еще в 1901 году в Севастополе, где художник ознакомился с историческими документами, встречался с участниками и очевидцами событий. После чего в Петербурге был создан эскиз будущего шедевра. Саму картину Рубо писал при содействии немецких художников три года, проживая в Мюнхене.
Одновременно в Севастополе строилось здание для панорамы по проекту архитектора С.В. Беляева и военного инженера Ф.И. Эйберга. Здание украшают бюсты героев и выдающихся личностей обороны Севастополя: Нахимов, Корнилов, Лев Толстой, Пирогов, Даша Севастопольская, матрос Игнатий Шевченко. 14 (27) мая 1905 года панорама была открыта.
До 1942 года панорамный комплекс не претерпевал изменений. Во время же осады Севастополя, только теперь уже гитлеровскими войсками, панорама в результате бомбардировки и вспыхнувшего по этой причине пожара была сильно повреждена. Спасенные же 86 кусков полотна панорамы погрузили на эсминец "Ташкент" и эвакуировали из Севастополя. Спасенные фрагменты были вывезены на Кавказ, а потом переправлены в Новосибирск и в Москву.
Фотография 1944 года. Фото: http://sev-museum-panorama.com |
По окончании Великой Отечественной войны специалисты пришли к заключению, что реставрации полотно панорамы не подлежит, поэтому было принято решение о воссоздании панорамы на новом холсте.
Без малого 10 лет потребовалось художникам студии имени Грекова, чтобы, опираясь на эскизы, фотографии и словесное описание полотна, реставрировать его. В работе приняли участие 17 московских художников. Как и у Рубо, на работу у них ушло приблизительно три года. Руководил коллективом художников сначала академик живописи Василий Николаевич Яковлев, а после его смерти - Павел Петрович Соколов-Скаль. Второе открытие панорамы состоялось 16 октября 1954 года. Примечательно, что повторное открытие панорамы было приурочено также к юбилею обороны Севастополя от англо-франко-турецкой эскадры, но уже к столетнему.
Одновременно было отреставрировано здание панорамы. В ходе строительных работ здание оснастили современным оборудованием, которого не было у дореволюционной панорамы.
Рубо является автором и другой широко известной панорамы - Бородинской, посвященной столетию легендарной битвы с Наполеоном под Москвой. Панорама была открыта в здании на Чистых прудах. Однако, после реставрации в 1962 году была размещена на Кутузовском проспекте.
Фрагмент панорамного полотна. Фото: http://sev-museum-panorama.com |
14 мая 1942 года на подходе к Севастополю подорвался на мине и затонул эсминец "Дзержинский" (прежнее название "Калиакрия", построен в 1917 году, затоплен в Новороссийске вместе с другими кораблями по приказу В. И. Ленина 18 июня 1918 года, поднят в октябре 1925 года, после ремонта вошел под новым названием в состав Черноморского флота в августе1929 года). Погибло 158 человек.
По материалам panoptikon и "Крымское эхо".