По следам  Кавказской пленницы  в Крыму: как снимали хит советского кино

По следам "Кавказской пленницы" в Крыму: как снимали хит советского кино

Алуштинцы с гордостью вспоминают, что были свидетелями и участниками съемок легендарной комедии. Фото с сайта segodnya.ua.

Фильм вышел на экраны в апреле 1967 года, за год его посмотрели 76,5 миллионов зрителей.

За 45 лет все эпизоды "Кавказской пленницы", казалось бы, разобраны зрителями по косточкам, расписана их география и разгаданы все секреты трюков. Но в Алуште очевидцам и участникам съемок и сегодня есть что добавить к полному разбору полетов Гайдая и его команды, пишет "Сегодня".

Для жителей города-курорта и его окрестностей "Кавказская пленница" в буквальном смысле народное кино. Дотошными краеведами подсчитано, что в массовках и эпизодах промелькнуло без малого 450 лиц и спин местных жителей. Но в титрах не указано ни одной фамилии крымчан. "Сегодня"  попыталась хотя бы частично восполнить этот пробел. Нам удалось выяснить даже, что в эпизоде, где дорогу переходит утка с утятами были задействованы домашние птицы Марины Федоровны Кондрашкиной из Лучистого.

Лестница Нины. Пространство, где снимал Гайдай, с каждым годом ужимается и теряет прежний вид. Фото: segodnya.ua

А Ивану Иванченко (его уже нет в живых) даже пришлось выступить в качестве дублера Евгения Моргунова.

- Иван Григорьевич был колоритной личностью, - вспоминает краевед Александр Перченко. - Невероятной силы мужик! Он водителем был, мог свой ГАЗ-51 приподнять. И вот именно он - в шлеме и полосатой майке Бывалого - вносит через ворота, во двор Крапивных, холодильник - часть калыма за Нину. Потом и лицо его в нескольких эпизодах мелькает - он выделяется своей мощной фигурой из толпы.

Место первой встречи Нины с Сааховым - возле лестницы, напротив ворот, куда Юрий Никулин загонял баранов, - одно из самых популярных у фанатов картины. Тогда это был переулок Милицейский, а сейчас имени партизана Крапивного.

 Шурик с кунаками. В Алуште жили с 26 мая по 30 августа 1966 г.

- Летом постоянно слышим, как народ фотографируется и напевает "хали-гали", — говорит хозяйка знаменитого дома Надежда Крапивная. - У нас тогда, летом 66-го, три дня снимали дома. Им понравились ворота наши, только они сами навес над ними приделали - у нас такого не было. Моя мама даже угощала всю троицу - они водку купили, а закуски не было. И она им огурцы, помидоры нарезала. Брат мой гордился, что сам Никулин на его кровати в летней кухне отдыхал.

Алуштинцы рассказывают, что Никулин, несмотря на свой статус суперзвезды, был самым общительным - не бегал от зевак. Вместе с Моргуновым он сфотографировался с археологами на раскопках алуштинского некрополя, а вечерами они ходили смотреть футбол домой к заведующей гостиницы "Таврида".

 Крым-66. Автограф Бывалого

- Тогда же телевизор был еще редкостью в городе, - вспоминает жительница Алушты Светлана Иванова. - А тем летом как раз транслировали из Англии матчи чемпионата мира, и вот они не пропустили ни одной игры. Экскурсовод Павел Лукьяничик хранит автограф Моргунова:

- Он на колене подписал мне фото.

В конкурсе красоты Варлей опередила Вертинскую

Выбор героини на роль "Кавказской пленницы" превратился в своеобразный конкурс красоты среди самых обаятельных и очаровательных актрис советского кино. На первом этапе рассматривали кандидатуры почти 500 красавиц, и уже в финале пробы проходили Анастасия Вертинская, Лариса Голубкина, Елена Коренева, Раиса Недашковская, Жанна Болотова и Наталья Селезнева. Но победила никому не известная тогда 19-летняя артистка цирка Наталья Варлей. А в апреле 67-го ей уже подражали миллионы советских женщин, выбирая такую же прическу - каре с челкой.

 Образ Нины стал хитом

Сама же Наталья Владимировна рассказывает, что этот образ у нее родился по воле несчастного случая - до этого она носила длинные волосы, завязанные в тугой хвост. Именно такой запечатлел ее в эпизоде своего фильма "Формула радуги" Георгий Юнгвальд-Хилькевич, режиссер, открывший актрису: Варлей у него сыграла медсестру, но фильм на экраны тогда не выпустили. За пару месяцев до проб на роль Нины Варлей получила по лбу табуреткой во время исполнения циркового номера, и ей пришлось срочно сделать челку.

Эпизоды. Твист спасателя и быстрые руки для Вицина

Некоторые эпизоды фильма до сих пор хранят секреты, известные лишь алуштинцам. Выручку от сеанса одновременной игры в домино и уроков твиста Трус (Георгий Вицин) пересчитывает не своими руками!

- Это руки моего дедушки, Павла Прокофьевича Морозова, - рассказывает сотрудник Краеведческого музея Александр Муравский. - Он в Алуште жил с 44-го, после ее освобождения остался служить на погранзаставе шифровальщиком. А потом работал в Госбанке. И когда снимали у нас картину, ассистенты Гайдая обратились в банк с просьбой: им нужен был человек, который умеет очень быстро считать купюры. Посмотрели, как это делает мой дед, и потом отсняли несколько дублей. У него на левой руке возле большого пальца татуировка "ПАША". На стоп-кадре можно разглядеть - ее заретушировали, но фрагменты все равно видны".

 Танцоры. Гайдай заметил в ресторане, как Муханов (в центре) танцует, и лично пригласил его на съемки

В этой пачке денег был и рубль, который за вход на танцы заплатил житель Алушты Геннадий Муханов.

- Леонид Иович заметил меня в ресторане "Волна", - вспоминает Геннадий Федорович. - Мы с компанией отмечали там свадьбу нашего друга, и выходили танцевать, тогда в моде был твист. А Гайдай с Моргуновым и Вициным ужинали за соседним столиком и наблюдали за происходящим.

Режиссер сам подошел к фактурному парню - высокий и загорелый 17-летний Гена тогда работал спасателем - и пригласил поучаствовать в съемках.

- У меня было два съемочных дня, за которые я получил по 10 рублей, - смеется Муханов. - Когда мне приклеили усы, Гайдай посоветовал: "Будь собой - тебе не надо притворяться грузином" и пошутил по поводу рубля: "Не вздумай украсть - он поддельный!". Этот рубль я отдал Вицину, причем в фильм вошел тот дубль, где я его случайно выронил - а всего было шесть попыток. Моей спутницей была девушка Рая - отдыхающая из Киева. А танцы снимали уже на следующий день - это происходило на площадке турбазы "Чайка" и мы там до одури танцевали твист. После выхода фильма звездой себя не ощущал, ведь в городе было много людей, которые тоже узнаваемы на экране.

 Николай Попов (слева) на битве "доминошников".

Запечатлен на киноленте и легендарный для Алушты человек - Николай Орестович Попов. В эпизоде с домино он подает успокоительные таблетки старичку в очках (кстати, это один из авторов сценария фильма - Морис Слободской), который очень боится проиграть свою партию Балбесу (Никулину).

- Это мой папа, - говорит Лия Попова. - Его в городе знали все, потому что он много лет подряд перед сеансами играл на фортепиано в кинотеатре "Шторм". Он участник трех войн, даже в плену у Махно побывал. Тогда ему было уже 78 лет. Снимался он в своей клетчатой рубашке и любимой белой шляпе - сам упросил съемочную группу, чтобы его не переодевали, и шутил: "Я вам дам за это 20 копеек".

Авто. Оленя на капот купили за 25 рублей

График съемок в Крыму был под угрозой срыва. Главный игровой автомобиль - выкрашенный в красный цвет кабриолет Adler Trumpf Junior - сломался на перегоне, и в Алушту его притащили на буксире. Положение спас мастер Владимир Лузанов. По сути, от его работы зависела безопасность всей троицы и Нины (Варлей) - не дай Бог, на серпантине Ай-Петри во время проездов с погоней случилась бы поломка.

 Кабриолет. Немецкая машина едва не рассыпалась на дорогах Крыма

- Ко мне обратились из съемочной группы за помощью, так как я был многопрофильным специалистом - и токарем, и фрезировщиком, - говорит Владимир Степанович. - Так я одним из первых в городе узнал, что и где у нас будут снимать. Сначала я укрепил ее проблемную родную немецкую крестовину - продержалась всего один день съемок. Тогда мне пришлось менять им всю переднеприводную часть - выпросил на базе подходящую от "Москвича", и это уже было надежно. Кстати, я был свидетелем, как Наталью Варлей учили ездить на этой машине, она же вообще у нас впервые за руль села!

 Владимир Лузанов: "У нас Варлей получила первые уроки управления машиной"

Именно в Крыму на "Адлере" появилась еще одна знаковая советская деталь - фигурка оленя на капоте.

- Мы ездили за ней в Симферополь, - рассказывает Лузанов. - И там на "толчке" купили оленя от "Волги" ГАЗ-21 за 25 рублей. Дорого дали по тем временам. Я даже подумал, что за такие деньги мог бы и сам его сделать - у меня алюминий был.

Среди транспорта "Кавказской пленницы" примечательно появление в кадре маршрутного такси 60-х - Нина уезжает в финале на странной "посудине": это экспериментальный микроавтобус "Старт" со стеклопластиковым кузовом, который был создан специалистами Харьковского автодорожного института и Северодонецкой авторемонтной базы.

Пацаны. Попали на экран

Спустя много лет после премьеры оказалось, что на лавры озорных мальчишек, заглянувших в дверной проем "билетной кассы" Труса, претендует масса народу - крымчане "узнают" среди них своих родных и близких. Нам удалось прояснить ситуацию, дозвонившись в Москву.

 Шалуны. Владимир Чибисов (без шапки) с братом попали в историю

- В фильме я и мой двоюродный брат Юра, - уверяет Владимир Чибисов. - Я тот, что пониже ростом, а он - в панаме. Мне шесть лет было, меня на лето в Алушту привезли. Дом нашей бабушки на улице Танкистов находился в 200 метрах от места, где проходила съемка. И когда там вокруг машины собралась толпа, мы тоже побежали смотреть, что происходит. С нами еще и сестренка была, но она по дороге споткнулась и вернулась домой. Мы из любопытства заглянули за дверь, а на нас дядька смешной замахнулся! Там же, недалеко от ресторана "Солнышко", снимали эпизод с тостом у мангала - в фильме это секунды, но я до сих пор помню, что запах шашлыков три дня был.

За коллективизм и кибернетику!

"Кавказская пленница" остается непревзойденным фильмом по числу цитат, которые "ушли в народ", потому что весь сценарий у Мориса Слободского и Якова Костюковского получился как один афоризм. С особым колоритом прописана "питейная" тема. Приключения под градусом у Шурика начинаются сразу же при регистрации в гостинице:

- Цель приезда? Этнографическая экспедиция. Понятно. Нефть ищите? Не совсем. Я ищу фольклор. - А? Я буду у вас записывать старинные сказки, легенды, тосты. Тосты? Вах! Дорогой, тебе исключительно повезло. Я тебе помогу... Тост без вина - это все равно, что брачная ночь без невесты.

- Мой прадед говорит: имею желание купить дом, но не имею возможности. Имею возможность купить козу, но не имею желания. Так выпьем за то, чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями!.

- И вот когда вся стая полетела зимовать на юг, одна маленькая, но гордая птичка сказала: "Лично я полечу прямо на солнце". И она стала подниматься все выше и выше, но очень скоро обожгла себе крылья и упала на самое дно самого глубокого ущелья. Так выпьем же за то, чтобы никто из нас, как бы высоко он не летал, никогда не отрывался бы от коллектива!

- И принцесса от злости повесилась на собственной косе, потому что он совершенно точно сосчитал, сколько зерен в мешке, сколько капель в море, и сколько звезд на небе. Так выпьем же за кибернетиков!