Крымские леса и степи поджигают фермеры и туристы

Крымские леса и степи поджигают фермеры и туристы

С пожарами на полуострове сражается войско из 6 тысяч человек. Фото ГУ МЧС АРК
Автор: Инна ФОРТ

Возможность возникновения лесных пожаров на территории Крыма в условиях установившейся жаркой погоды вызывает серьезную тревогу. О том, почему происходят пожары в лесах Крыма, стоит ли запретить их посещение в пожароопасный период, как подготовились к встрече с огнем спасатели и возможно ли возникновение серьезных пожаров в этом году, рассказал в интервью начальник ГУМЧС Украины в АР Крым генерал-майор службы гражданской защиты Александр Антонович Недобитков.

- Александр Антонович, ситуация с природными пожарами в Крыму в последнее время очень напряженная...

- Действительно, к этому вопросу сегодня проявляется повышенное внимание, но, тем не менее, ситуация в Крыму значительно лучше той, что была в прошлые годы. При этом хочу еще раз отметить: мы приложим максимум усилий, чтобы не допустить повторения крупных лесных пожаров. Хуже ситуация обстоит в степных районах Крыма. Причем она осложнилась за последние несколько недель, после обильных дождей выросла высокая трава, которая сейчас представляет из себя серьезную угрозу и для лесополос, дачных и жилых массивов. Сейчас авиация МЧС находится в боевой готовности, при необходимости будет работать целое авиационное звено в составе вертолетов МИ-8 МТ и пожарных самолетов АН-32П.

- Каковы основные причины этих пожаров?

- Однозначно скажу, что это деятельность человека. Более 90% возгораний связаны с поджогом травы, с выжиганием стерни. А при ветре в условиях сухой теплой погоды огонь молниеносно распространяется на лесные массивы и появляется угроза для населенных пунктов, расположенных вблизи лесных массивов.

Меры, которые предпринимаются нами, подразделениями Крымлесхоза, местными органами власти, конечно, серьезные. Сформирована группировка сил, составлены планы пожаротушения, проведены очень масштабные мероприятия по защите населенных пунктов. На особом контроле находится опашка населенных пунктов. Поэтому и количество лесных пожаров в этом году снизилось в несколько раз, так по состоянию на 28 июля 2011 года произошло всего 3 лесных пожара на площади 0,51 га, что практически в 10 раз меньше в сравнении с прошлым годом.

Но чтобы устранить причину возникновения пожаров, надо исключить виды деятельности, которые способствуют возникновению огня и прежде всего разобраться с преднамеренным выжиганием стерни, потому что, к сожалению, действительность показывает, что именно эти действия приводят к лесным пожарам, а впоследствии и к пожарам в населенных пунктах и дачных массивах.

- Александр Антонович, расскажите подробнее об этих выжиганиях сухой травы и стерни. Кто их проводит?

- Пожалуй, в первую очередь, - сельхозпредприятия. Но с этой проблемой в последние годы мы научились бороться, активно нам помогает экологическая инспекция и природоохранная прокуратура. Все факты таких преднамеренных выжиганий стерни и травы мы фиксируем и направляем материал для реагирования в контролирующие органы.

Ведь природа непредсказуема, например, поднимется ветер, и пойдет распространение огня. Поэтому особой разницы между контролируемым и неконтролируемым выжиганием, на мой взгляд, нет, необходимо просто прекратить эти действия – ввести запретит на такие меры.

- Какие, например?

- В апреле этого года Совмин Автономии утвердил мероприятия по обеспечению охраны лесов Крыма от пожаров на 2011–2015 годы, а буквально вчера под председательством и.о. Председателя Совета министров АРК Павла Бурлакова мы провели заседание оперативного штаба по координации действий, проведению мероприятий и минимизации возможных негативных последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарной опасностью в 2011 году. На совещании говорилось о том, что необходимо свести к минимуму угрозу возникновения массовых возгораний на территории автономии, обеспечить готовность сил и средств к реагированию на возможные чрезвычайные ситуации.

К сожалению размеры штрафы за несоблюдение правил пожарной безопасности в Украине ничтожно малы, даже в сравнении со штрафами за нарушением правил дорожного движения, хотя в странах Евросоюза за подобные нарушения предусмотрены очень серьезные штрафные санкции. Так в Германии например запрещено разводить костры на природе. За исключением случаев, когда желающие отдохнуть специально обращаются в муниципалитет или лесничество и получают такое разрешение, дав гарантии, что костер будет потушен. В случае если это не соблюдается, штраф за разведение костра, даже если он не привел к пожару, составляет 25 тысяч евро! Это, конечно, очень серьезная мера. Я считаю, что у нас в Украине тоже необходимо ужесточить ответственность за нарушением требований пожарной безопасности. А в пожароопасное время вводить запрет на посещение лесов.

- То есть ответственность за нарушение правил пожарной безопасности следует максимально ужесточить?

- Ну, во-первых, усиление ответственности просто необходимо, очень важно внести изменения в кодекс об административных правонарушениях, в законодательную базу, усилить ответственность за соблюдение мер пожарной безопасности. Это вопрос очень непростой. Порой он вызывает нарекания: мол, штрафы обременительны. Первое, что хочется на это ответить: не нарушай - и не будет штрафов.

- Александр Антонович, значит ли это, что людям просто запретят в определенные месяцы ходить в лес?

- Такую практику мы уже вводили в прошлом году и хочу сказать, что результат был очень положительным, в Крыму не произошло ни одного крупного пожара. Хотя может это многим не нравилось. Люди должны понять, что прежде всего мы не хотим кого-то лишить права пользоваться матушкой-природой: это общее достояние. Речь в том, чтобы правильно вести себя на природе, но к сожалению не все в нашем обществе готовы к этому. Что-то надо запрещать, а что-то - ограничивать.

- А кто будет контролировать разжигание костров?

- Вы посмотрите какие пожары были в России, Греции, Калифорнии, горела Канада периодически, в прошлом году штат Колорадо горел. А кто будет контролировать? У нас за порядок в лесах отвечает республиканский комитет по лесному и охотничьему хозяйству, где-то местные органы власти, заповедники– это законодательно определено. Под эти полномочия выделяются государством соответствующие средства, вопрос их достаточности или недостаточности – это уже вопрос хозяйствования руководителей этих ведомств. Недостаточно – доказывай, что этого недостаточно, получай больше и контролируй. Но вообще, все эти вопросы нормативно достаточно обустроены.

- Как вообще прошла проверка готовности регионов Крыма к пожароопасному сезону? Какие недостатки были выявлены?

- Проверка была проведена во всех регионах Автономии, но среди всех лесничеств было выделено 3 с наибольшей степенью риска, которые проверялись в том числе и межведомственными комиссиями. В комиссии входили представители всех заинтересованных служб, представители органов исполнительной власти, которые в той или иной мере отвечают за безопасность населения. Проверялась готовность населенных пунктов, готовность садовых товариществ и дачных кооперативов. Было выявлено очень много частных нарушений, а также несколько системных проблем связанных с водоснабжением отдельных населенных пунктов. В течение почти двух месяцев они работали над их устранением в соответствии с предписаниями этих комиссий. Непосредственно перед началом летнего пожароопасного периода проведены учения по тушению крупного лесного пожара, главной целью которого было наладить тесное взаимодействие между различными службами, министерствами и ведомствами.

- Какие это были замечания, чего недоставало на местах?

- Например, не до конца была проведена опашка населенных пунктов, автомагистралей, в недостаточной готовности были силы и средства для борьбы с возможными пожарами, проверяющих не удовлетворяло качество техники, её количество. Но сама по себе проверка, её итоги говорят о более высокой, чем раньше готовности районов.

Внимание, уделяемое этому вопросу, не означает, что все проблемы можно решить в одночасье. В течение 20 лет на обеспечение безопасности населения от пожаров местными органами власти выделялось недостаточное количество средств.

- Какая техника уже закуплена и будет закупаться?

- Чтобы кардинально изменить ситуацию с техническим оснащением МЧС Украины, разработана соответствующая программа. Осуществляется закупка современной авиатехники, пожарных автомобилей, средств связи и управления. Все эти вопросы находятся особом контроле у Министра МЧС Виктора Ивановича Балоги. Уже сейчас в Чернигове в боевой готовности находятся пожарные самолеты АН-32П, закуплены автоцистерны повышенной проходимости, автолестницы, робототехника, средства защиты органов дыхания, боевая одежда пожарных и т.д.…

Во время борьбы с природными пожарами, мы очень серьезно расходуем свой ресурс: горят рукава, приходят в негодность пожарные машины. Все это потом приходится восстанавливать и ремонтировать.

Наше ведомство достаточно организованно и достаточно управляемо. Более того, очень большое внимание уделяется обратной связи. Практически мы проводим селекторные совещания, которые слушают руководители гарнизонов пожарной охраны.

- В какие районы Крыма вы в первую очередь направляете новую технику?

Безусловно, надо оснащать пожарные части, горноспасательные и др. наши подразделения, надо повышать профессиональное мастерство, и мы это делаем исходя из возможностей. Но при этом необходимо формировать культуру правильного безопасного поведения людей. В прошлом году при пожарах в Крыму погибли 81 человек. Десять лет назад эта цифра составляла 124 человека. Снижение числа погибших - это результат тяжелого и упорного труда. Но 81 - это тоже много, это большая потеря, и эту цифру надо дальше снижать.

- А хватает людей для борьбы с пожарами?

- Проблем с людьми мы не ощущаем, потому что работа спасателей и пожарных достаточно престижна и уважаема. Во многих районах Крыма, чтобы стать пожарным или попасть в спасательный отряд, существует очередь: поэтому есть возможность выбирать лучших. Конечно, бывает небольшой недокомплект. В целом же, мы способны эффективно пополнять ряды, и недостатка в людских ресурсах у нас нет.

- Кто вошел в группировку сил, созданную в этом году в Крыму для борьбы с пожарами, какова ее численность?

- Численность группировки составляет около 6 тысяч человек. Мы вместе с нашими коллегами из министерства обороны, МВД, рескомлеса составили детальные планы взаимодействия, по всем районам составили планы пожаротушения. Это не значит, что эти 6 тысяч ничего не делают, ждут, когда где-то вспыхнет. У всех есть работа, но, если возникает критическая ситуация, то мы уже знаем, кого привлечь и сколько. А на постоянном дежурстве в Крыму ежедневно находятся почти 1 тысяча человек - это сотрудники МЧС, местной пожарной охраны. Плюс от 300 до 500 человек - лесники, которых, к сожалению, не так уж и много.

- Александр Антонович, жители Автономии, на ваш взгляд, стали осторожнее обращаться с огнем?

- Сложно оценить это по каким-то показателям, но в целом можно отметить, что в Крыму отношение к пожарам изменилось в лучшую сторону. Я имею в виду, что люди больше стараются не допускать возгораний, предупреждать их, сообщают о поджогах травы и мусора.

- То, о чем вы говорите, - лишь часть выводов, которые были сделаны по итогам предыдущих пожаров. Если обобщить, какие уроки Крым извлек из крупных лесных пожаров 2007-2009 годов?

- Уроков извлечено много, можно разделить их на несколько групп. Есть чисто технические вещи, которые мы сами для себя освоили, приняли на вооружение и которые подтвердили свою жизнеспособность. Например, авиация. Мы даже название новое придумали – "ковровое водометание" или "ковровые водосбросы", по аналогии с ковровым бомбометанием. Это когда несколько воздушных судов заходят на очаг огня и осуществляют массированный сброс воды, так у нас работали сразу 4 вертолета МИ-8 и самолет АН-32П. Эффективным методом борьбы с пожарами показала себя тактика непрерывного тушения, включая ночное время.

Отдельно хотел бы коснуться вопроса профессиональной подготовки. Пожарная служба создавалась для защиты человека и его жилища, потом добавились объекты экономики. Жизнь показала, что нужно уметь эффективно работать и на природе, а это другие методы поведения пожарного. Одно дело - входить в горящую квартиру, другое - оказаться в центре лесного очага.

Четвертая группа извлеченных нами уроков - это вопросы профилактики пожаров. Наконец, культура безопасного поведения. В этом блоке нам предстоит всем вместе поработать.

- Пожары прошлых лет выявляли какие-то недостатки в координации сил разных ведомств и местных властей, какие внесены изменения в работе. За что конкретно отвечает МЧС?

- Это совершенно четко определено в Законе Украины "О гражданской защите", в подзаконных актах, которые определяют функции и задачи нашего Министерства. Там написано, что мы отвечаем за тушение пожаров в населенных пунктах, на особо важных пожароопасных объектах и на объектах с массовым пребыванием людей. Это основная наша функциональная задача. Но в современных реалиях это не означает, что если где-то на природе что-то произойдет, то нас там не будет: мы обязательно будем на передовой линии по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

Александр Антонович, что бы Вы пожелали крымчанам и гостям полуострова в это жаркое время и в связи с чрезвычайно высокой пожарной опасностью?

Прежде всего я обращаюсь к гражданам с просьбой и требованием соблюдать правила пожарной безопасности, элементарные нормы морали и культуры поведения в лесу. Ведь основной причиной возникновения пожаров является неосторожное обращение с огнем.

Уважаемые жители и гости Крыма, в пожароопасный период воздержитесь от посещения леса! Если все-таки оказались в лесу, строго соблюдайте правила пожарной безопасности. И помните, что лица, виновные в нарушении этих правил, в зависимости от характера нарушений и их последствий, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.

Источник ГУ МЧС АРК