Достопримечательности Крыма: Иосфатова Долина - Караимский Город Мертвых

Достопримечательности Крыма: Иосфатова Долина - Караимский Город Мертвых

Фото с сайта chukcha-ghek.livejournal.com

Примерно в полукилометре от Бахчисарая, среди густых зарослей живописной балки, находится древнее караимское кладбище, к которому можно пройти вдоль южной отвесной стены Чуфут-Кале.

Здесь будет видна арка кладбищенских ворот и развалины сторожки. За аркой – настоящий город мертвых: разбросанное среди зарослей необозримое море надгробий, покрытых надписями на древнееврейском языке. Сама же долина, где располагается старинный некрополь, носит название Иосфатовой.  Тут испокон веков произрастали вековые дубы, которые, видимо, и дали ей второе название — Балта-Тиймез, что означает "топор не коснется". Этим деревьям поклонялись, во время засух возле них произносились молитвы.   

Интересно, что такое же название носит и долина в Иерусалиме, и там тоже расположено старинное кладбище. Оба места очень похожи. Скалы, камни, пустынность и общий библейский вид Чуфут-Кале и Иосафатовой долины издавна привлекают художников. В 60-х годах сюда приезжал И. Н. Крамской, написавший ряд этюдов для картины "Христос в пустыне". Именно в Иосфатовой долине, по преданию, должен состояться Страшный Суд.

Фото с сайта http://www.do100verno.com.ua/

Когда-то Иософатова долина была почитаемым местом погребения, куда привозили умерших из других городов. Даже после того как последние жители покинули Чуфут-Кале, кладбище не было заброшено, а напротив, приобрело статус общенациональной святыни. Захоронение тут считалось почетным, и нередко надгробия ставили людям, умершим и похороненным вдали от Чуфут-Кале – их называют кенотафы или йол-таш, "придорожный камень".

На некоторых сохранившихся надгробиях можно увидеть разнообразные символы. Среди них концентрические окружности — соларные знаки, дошедшие со времен язычества, кипарисы — символ скорби, розетки — торжество радости жизни над смертью. Некоторые памятники имеют вид прямоугольных стелл с полусферическим экраном и похожи на армянские хачкары, нередко можно увидеть и кабаллистические знаки, заключенные в окружности. Согласно последним исследованиям общее количество сохранившихся надгробий – около 7 тыс. и из них около 3400 имеют эпитафии. К сожалению, надписи на многих памятниках уже невозможно прочитать из-за плохой сохранности. Общее состояние некрополя весьма плачевно и процесс его разрушения продолжается по сей день.

Фото с сайта http://www.do100verno.com.ua/

Впрочем, любой рассказ о Чуфут-Кале и Иосфатовой долине будет неполным без упоминания их самого знаменитого исследователя – Авраама Фирковича. Он принадлежал к караимам – религиозному течению, возникшему в еврейской среде на территории современного Ирака, последователи которого, в отличие от представителей "обычного" иудаизма не признавали Устную Тору (Талмуд), считая единственным источником Божественного откровения лишь Письменную Тору. Наиболее крупными караимскими центрами являлись "пещерные города" Чуфут-Кале и Мангуп, а также Гезлев (Евпатория) и Кафа (Феодосия). Не вдаваясь в исторические подробности, отметим, что караимы добились, чтобы их отличали от евреев и раввинистов. В 1863 году в законодательных актах Российской империи термин "евреи-караимы" заменяется словом "караимы" и тогда же они освобождаются от всех ограничений, налагавшихся на евреев, и уравниваются в правах с православным населением империи.  

Фиркович родился 27 сентября 1787 года (есть сведения, указывающие и на 1785 год) в городе Луцке, в семье небогатого землевладельца. Уже в зрелом возрасте, вступив в конфликт на религиозной почве с руководством луцкой караимской общины, Фиркович уехал в Крым, а оттуда в Иерусалим — "Святую землю". После возвращения, в 20-х годы он основал в Евпатории издательство, где публиковал произведения караимских классиков. Но вскоре прекратил издательскую деятельность, и в 1830 году  состоялось второе путешествие Фирковича в Палестину, где ему удалось собрать большую коллекцию старинных рукописей. С большим интересом он продолжал поиски старинных рукописей в Крыму и на Кавказе, а поддержка всесильного Воронцова, губернатора Новороссии и почетного председателя Одесского общества истории и древностей, во многом этому содействовала. В характере Фирковича сочетались целеустремленность исследователя и авантюризм, азарт собирателя. В ходе своей собирательской деятельности Фиркович посетил множество мест в Центральной и Восточной Европе, где когда-то селились караимы.

  

Фото с сайта http://www.do100verno.com.ua/

Собранную коллекцию Фиркович предлагает Императорской Публичной библиотеке. Назначенная Академией наук комиссия признает ценность и уникальность находок, и 5 октября 1862 года коллекция, насчитывающая около 1500 рукописей, 754 копии с надгробных камней и 10 надгробных плит с кладбища в Иосафатовой долине, спиленных Фирковичем, была приобретена библиотекой. Однако, все спиленные Фирковичем надгробные плиты бесследно исчезли, по всей видимости во время эвакуации в 1941 году коллекций Государственного Эрмитажа, в запасниках которого их видели в последний раз за четыре года до войны.

Вернувшись в Крым, Фиркович окончательно поселяется в Чуфут-Кале. Последние годы жизни он проводит, разбирая свои грандиозные коллекции, продолжая раскопки на кладбище, а также лелея мечту о возрождении древнего города, который к тому моменту почти совершенно опустел.

Писатель и путешественник Марков рассказывая о своей встрече с исследователем, свидетельствует, что Фиркович отказался фотографироваться, считая это грехом.  В 1874 году Авраам Самуилович скончался и был погребен на кладбище в Иософатовой долине, бывшем для него при жизни исследовательской лабораторией.

Впрочем, еще при жизни Фирковича, в научном мире уже звучали обвинения в фальсификации и значительном удревлении надписей на памятниках и датировки рукописей. Споры вокруг наследия Фирковнча разгорелись особенно яростно уже после смерти караимского коллекционера-востоковеда. Высказывались разные точки зрения, но лишь в наше время удалось поставить точку в затянувшейся полемике. Увы, при изучении многих надписей на надгробиях,  в инфракрасных и ультрафиолетовых лучах ясно было видно: буквы обозначенных дат были изменены, что существенно удревняло первоначальную дату.

Основной метод, применявшийся Фирковичем в массовом порядке, был весьма прост и состоял в добавлении одной короткой горизонтальной черты к букве … (хэй). С этой буквы начинается большое количество дат, так как в начале даты она обозначает 5000. Пятитысячный год от сотворения мира, согласно основной системе летоисчисления, принятой в еврейской традиции, соответствует 1239/40 году нашей эры. Добавление одной дополнительной линии превращает … (хэй) в букву … (тав), числовое значение которой – 4000. Таким образом, удавалось "состарить" надгробия на 600 лет. В большинстве случаев изменения такого рода легко различимы и невооруженным глазом.

Фото с сайта http://www.do100verno.com.ua/

Исследования многочисленных рукописей из собрания Фирковича также показывают, что несколько десятков из них были изменены самим коллекционером. Однако  неоднократно звучавшие обвинения Фирковича в том, что он, якобы, подделывал сами средневековые рукописи, можно считать беспочвенными.

С другой стороны, нередко ценнейшие рукописи вызывали подозрение лишь потому, что происходили из коллекции Фирковича. Но теперь, когда публикуются все новые и новые рукописи, собранные Фирковичем, а в ближайшее время будет издан ценнейший эпиграфический материал с кладбищ Чуфут-Кале и Мангупа, еще очевиднее становится огромное значение личности и грандиозного труда собирателя. Фиркович настолько верил в свою теорию древности караимов, что искренне считал “неправильные” даты на могилах и рукописях ошибками, которые нужно исправить…   

Для восточноевропейских караимов теории Фирковича, в результате, оказались спасительными. Если в XIX веке они способствовали получению караимами равноправия в Российской империи, то в бурных перипетиях XX столетия концепция, согласно которой восточноевропейские караимы являются не евреями, а потомками хазар, принявшими иудаизм караимского толка, спасла караимов в годы Второй мировой  войны, в ходе которой большая их часть избежала трагической участи, постигшей восточноевропейское еврейство, пишет Do100verno.

Еще новости Крыма и Севастополя:

В школах Симферополя откроют кадетские классы

На железнодорожном вокзале Симферополя исполнят "Реквием"

В Симферополе закрасили свежий портрет Путина [Фото]